Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:42 

Имя рода и герб он придумал себе - 2

-Fushigi-
С родовым именем господина замкома вроде уже давно разобрались, теперь попробую с гербом.



Этот мон очень старинный, использовался задолго до Хиджикаты многими известными самураями, и до сих пор его можно встретить на воротах храмов, на фонариках, японских барабанах и много где еще. Откуда же он взялся?

Томоэ (巴 ) или архаическое "томовэ" (ともゑ ) - три капли, сходящиеся в центре окружности. Их еще называют "круги на воде" или "круговорот", а одиночный символ - "запятая", "раковина", "панцирь улитки".
Этот символ имеет множество значений. Считается, что он пришел в Японию из Китая, где символизировал тройственный союз между Землей, Небом и Человеком. Этот союз был равновеликим, и взаимодействие его составляющих определяло мировую гармонию. К тому же это символ вечности, символ циркуляции энергии.
Томоэ встречается и в синтоизме, и в буддизме, причем толкования его различаются в зависимости от того, какой религией или сектой он используется.
В Японии томоэ стал прежде всего символом воды, водоворота. Использовался как амулет защиты от огня, а позже и как защитный знак воинов.

Узор томоэ похож на корейский Taegeuk, тибетский Gankyil или китайский Инь-Ян. Есть мнения, что он от них и происходит. Но существует и теория, что томоэ - исконно японский символ, который со временем сложился из камешков-амулетов магатама.



Само слово "томоэ", скорее всего, происходит от названия старинного кожаного нарукавника лучников - томо (鞆 ), который надевали на левую руку.
Кстати, у японцев раньше левая рука называлась 弓手 (юндэ) - рука для лука, а правая 馬手 (мэтэ) - рука для лошади. В одной поводья держать, в другой оружие!
Так вот, томо-э (鞆絵 ) - дословно "рисунок на нарукавнике".

Почему воины стали носить на нарукавниках этот знак, отдельная история.
Со стародавних времен существовал в синтоизме бог Хачиман - покровитель крестьян и рыбаков. Затем под этим именем был обожествлен император Одзин - прародитель клана Минамото, и Хачиман стал считаться покровителем этого клана. Когда Минамото-но Ёритомо захватил власть и основал сёгунат Камакура, Хачиман обрел большую популярность у воинов и начал восприниматься как бог войны, покровительствующий героям во время битвы.
А мицу-домоэ (тройное томоэ) - как раз символ Хачимана, который и по сей день используется в его храмах.



Причем храмы Хачимана в Японии есть и синтоистские, и буддийские, потому что с 8 века этот ками причислен к бодхисаттвам.



Популярность символа Хачимана у воинов и определило его частое использование в самурайской геральдике.

Что касается собственно гербов, в Японии они появились в период Хэйян и первоначально были эмблемами благородных родов. Но уже в начале эпохи Эдо свой мон, или точнее "камон" (家紋 - "знак дома") могли иметь чуть ли не все: аристократы, самураи, священники, актеры, гейши, ремесленники, торговцы, свободные крестьяне. Камон по сути не являл собой признак родовитости, как принято в Европе, а служил для отличия одних семей от других. В современной Японии практически каждая семья имеет свой камон, однако используются эти знаки довольно редко.
Естественно, моны часто повторялись и совпадали, особенно если в качестве мона выбирался какой-нибудь распространенный символ.

Вот например разные люди, гербом которых было томоэ: www.ippongi.com/2009/01/16/tomoe/
(там же внизу есть табличка с другими монами, можно и их обладателей посмотреть)

А вот список монов членов Шинсенгуми: www.bakusin.com/kamon.html
Взяты они там в основном с надгробных камней, поэтому у Кондо получилось аж пять монов. Основной самый верхний, второй - его разновидность, третий ему Шимада Кай пожаловал из-за того что в фамилии Кондо есть кандзи 藤 - глициния, как у Фудзивары, четвертый - мон основателя стиля Тэннэн ришин рю, а пятый (с рогами) вообще от приемного сына Кондо ))

У Хиджикаты мон "хидари мицу домоэ" (тройное томоэ, закрученное влево). Насколько давно этот мон использовался в его семействе, неизвестно, но по крайней мере еще псевдоним деда Хиджикаты Тошизо содержал в себе знак томоэ: 石 (Сэкиха). Выяснилось, что многие семьи с фамилией Хиджиката имеют тот же мон.
Хидари мицу домоэ был изображен на табличке с посмертным именем Хиджикаты, а в его семейном храме Сэкидэн-дзи на надгробном камне был символ, закрученный вправо. Но на новом камне его исправили, чтоб было как везде.



Еще про разновидности томоэ можно почитать здесь, а я пока на этом закругляюсь :)

@темы: переводческое, нихонго, картинки, исторические материалы, а че я нашла, Хиджиката

URL
Комментарии
2012-01-02 в 19:51 

Glaubchen
Мы не ищем легких путей. Нам лень...
Спасибо!
Оказывается, тут такая история интересная...
А я всегда в этом моне видела сюрикен - не знаю, почему...*)))...

2012-01-02 в 21:34 

ValenSun
Makoto no na ni tsunoishi
Как познавательно! И, главное, посолонь крутятся! *_________________*

2012-01-03 в 07:48 

Lilas777
А я всегда в этом моне видела сюрикен - не знаю, почему.
:lol:
О, да! Тосидзо Хаятович - он такой! Как запустит моном в глаз - мало не покажется! :horror:

2012-01-03 в 09:54 

Glaubchen
Мы не ищем легких путей. Нам лень...
Lilas777, О, да! Тосидзо Хаятович - он такой! Как запустит моном в глаз - мало не покажется!
А что? Noblesse oblige, как-никак! ;-) Кто у нас они-но фукутё?!

2012-01-03 в 13:04 

-Fushigi-
А на сюрикен очень похоже, кстати :)) Особенно когда вот так:



А еще про Хиджикатин мон на банках с кофе пишут!

читать дальше

URL
2012-01-03 в 13:50 

Glaubchen
Мы не ищем легких путей. Нам лень...
А на сюрикен очень похоже, кстати ) Особенно когда вот так:
:friend:

2012-01-03 в 13:51 

Имри
Надо же, сколько смыслов на один символ приходится! Про символ Хатимана не знала.

2012-01-05 в 22:20 

Хэлле
Нет иного рассвета, чем в нас
третий ему Шимада Кай пожаловал
Просветите не-сакуру: кем таким был Шимада Кай, что мог жаловать мон командиру своего отряда?
А, кстати, что там написано про два мона Окиты? У меня была гипотеза о том, почему мона - два, но именно что гипотеза.

2012-01-06 в 00:09 

-Fushigi-
кем таким был Шимада Кай, что мог жаловать мон командиру своего отряда?
Шимада Кай ему памятник ставил, мог по идее там что угодно нарисовать )) Но это, я так поняла, не с памятника, а просто Шимада где-то написал, что моном Кондо была вот эта "сагари фудзи" - свисающая глициния.
А про Окиту написано, что первый мон - с его надгробного камня в Сэнсё-дзи. Там он слегка продолговатый, но скорее всего был круглый (мару-ни мокко). А второй - мон его семьи, который у всей его родни. Отличается тем, что внутри круга - еще одно тонкое кольцо. А что за гипотеза?

URL
2012-01-06 в 00:28 

Хэлле
Нет иного рассвета, чем в нас
Ага, то есть про Шимаду "пожаловал" было в переносном смысле :)
А про Окиту - была гипотеза, что он чуть изменил мон, чтобы тот отличался от семейного, когда стало ясно, что наследником семьи быть не ему.

2012-01-06 в 22:18 

-Fushigi-
Хэлле, ага, в переносном :)
А про Окиту может и так, а может просто на памятнике так высекли неправильно. Кто ему тот памятник устанавливал? Вон у Хиджикаты на надгробии тоже запятые были не в ту сторону, хотя там по идее родственники ставили... Пыталась, кстати, фотку найти, как оно выглядело, но так и не нашла. А у Окиты мон на камне еле видно...

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Нюньский домик

главная