Продолжаю читать книжку
The demon lieutenant of Shinsengumi. По сути дела это сборник статей разных авторов, каждый из которых по-своему пересказывает некоторые моменты из жизни Хиджикаты. Причем один из авторов - мой любимый Кикучи Акира - откопал реально нечто новое!
Кикучи Акира - это такой ученый-исследователь Бакумацу, который вечно лезет в самые дебри: то сравнивает каймё Окиты и каймё его предполагаемой девушки, то письма Хиджикаты по полочкам разбирает )) А теперь он нашел книги переписи населения деревни Ишида с 1817 по 1869 г.г., которые опровергают официальное мнение о том, что Тошизо в 11 лет выгнали с одной работы, а в 17 - с другой. По новым данным он числился "в людях" совсем в другом возрасте и на довольно долгий срок! Ну и к тому же эти записи приоткрывают некоторые особенности японской переписи населения позапрошлого века
читать дальшеВот эти книги посемейной регистрации:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/74973599.jpg)
Их 20 томов, и хранились они до недавнего времени у некоего Хиджикаты Сатоши, который только лет пять назад соизволил поделиться ими с общественностью (а сколько еще такого добра по частным архивам заныкано!)
Итак, в Японии на протяжении всего периода Эдо монахи проводили перепись населения. Полученные сведения они передавали в сёгунат, а копию оставляли себе. Изначальной целью этой переписи было не допустить распространения христианства, поэтому в специальных книгах указывали всех членов каждой семьи вместе с прислугой, их возраст и вероисповедание.
С какой частотой собирались эти сведения, трудно сказать, потому что в деревне Ишида перепись проводилась то раз в пять лет, то каждый год. Но все время в марте.
Хиджиката Тошизо родился в мае 1835 г., а первая запись о нем в регистрационной книге появилась только в марте 1840 года:
"прихожанин храма Конгодзи деревни Такахата - Тошидзо, 6 лет" (по нашему 4,5 года).
Имя его тогда писалось так: 歳蔵, причем на протяжении всей переписи.
Целиком про семейство Хиджиката автор приводит только одну запись, 1848 года. Примерно вот так это выглядело:
Доход 20 коку 1 то 1 сё 4 го 7 юу
一 секта Сингон, деревня Такахата, храм Конгодзи
прихожанин Хаято, 28 лет
прихожанка того же храма - жена Нака, 23 года
прихожанин того же храма - старший брат Тамэдзиро, 33 года
прихожанка того же храма - дочь Нуи, 7 лет
прихожанин того же храма - сын Сакуске, 4 года
прихожанин того же храма - слуга Хачигоро, 19 лет
一 секта Дзэн, деревня Яхо, храм Нанёдзи
прихожанка - служанка Хацу, 21 год
一 секта Сингон, деревня Шитада, храм Анъёдзи
прихожанка - служанка Фудэ, 12 лет
Итого 8 человек, из них 4 мужского пола, 4 женского.
Еще двое мужского пола находятся на услужении в других домах:
一 секта Сингон, деревня Такахата, храм Конгодзи
прихожанин - младший брат Дайсаку, 20 лет
прихожанин того же храма - младший брат Тошидзо, 14 лет
По нормальному счету всем тут на год меньше )) Дайсаку в то время, вероятно, уже почти усыновила докторская семья Касуя. А где Тоши пропадал, неизвестно. Хотя может у сестры...
Официальная биография гласит, что в 1845 году его устроили работать в магазин тканей Мацудзакая в городе Уэно, где хозяином был некий Ито. Там Тоши поссорился с приказчиком и сбежал домой. И в этой статье даже сказано, откуда такая информация: оказывается, об этом в 1935 году рассказал по радио внук Сато Хикогоро и Хиджикаты Нобу.
Эта самая Мацудзакая существует до сих пор, вот ее сайт, даже на английском ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Книга переписи за 1845 год тоже существует, но в ней как раз нужная страница с Хиджикатами "кем-то намеренно испорчена", как пишет Кикучи Акира. Но по уцелевшему кусочку легко восстановить остальное:
一 секта Дзэн, деревня Яхо, храм Нанёдзи
прихожанин - слуга Цунакичи (или Цунаёши), 21 год
一 секта Сингон, деревня Очикава, храм Синсёдзи
прихожанка - служанка Куни, 17 лет
Итого 8 человек, из них 5 мужского пола, 3 женского.
Еще 1 женского пола находится на услужении в другом доме:
一 секта Сингон, деревня Такахата, храм Конгодзи
прихожанка - младшая сестра Ран, 15 лет
Ран - это детское имя Нобу. По идее она вышла замуж за Сато Хикогоро еще год назад, и должна была бы числиться уже в его доме. Но раз ее записывают все еще в этом, поясняет Кикучи-сан, то значит брак у нее был вначале номинальный. Это называлось асиирэкон (足入れ婚 ), когда типа поженились, но жена продолжает жить в родительском доме. Ну или "в услужении", может все равно у того же Сато.
На испорченной странице должно быть еще четверо "мужского пола" и два женского: Хаято, Тамэдзиро, Дайсаку, Тошизо; жена Нака, дочь Нуи. Сакуске родился в том же 1845 (то есть до марта еще не родился), а в услужении кроме Ран никого нет.
Поэтому Кикучи-сан на основании изучения еще каких-то "закрытых документов" делает вывод, что Хиджиката работал у этого самого Ито примерно с 12-13 и до 16 лет (по нашему счету), а история "ссоры с приказчиком" и "увольнения из-за девушки" - одна и та же ))
Но в семье Хиджиката из поколения в поколение передавалась другая версия: что Тошизо сначала работал в Уэно, а потом в городке Тэнмачё, тоже в магазине тканей, и именно там произошла история с девушкой. Про Тэнмачё у Хиджикаты есть хайку, так что там он точно был
Только неизвестно, когда именно.
То, что в 16 лет (в 1851 г.) Тошизо вернулся домой - подтвержденный факт. Об этом написано в книге Коджимы Шиканоске "両雄士伝" (Рё:ю: си дэн) - "Жизнеописание двух великих воинов" 1873 года написания. Про Кондо и Хиджикату, ага. Сам факт существования этой книги для меня большой сюрприз - странно, что упоминания о ней нигде не встречались! Хотя можно понять почему: она написана на камбуне, аццкой смеси китайского с японским. Ну так вот, в этой книге сказано, что Тошизо в 17 (т.е.16) лет вернулся в родные края и стал заниматься военными искусствами, в чем вскоре весьма преуспел.
В общем, он стал продавать "Ишида Санъяку" и ходить по разным додзё.
Однако, в монашеских регистрационных книгах за 1854 и 1856 годы по-прежнему значится "еще двое мужеского полу находятся на услужении в других домах". И только в 1858 году впервые появляется запись о том, что Тоши наконец-то дома ))
Доход 39 коку 7 то 8 го
一 секта Сингон, деревня Такахата, храм Конгодзи
прихожанин Хаято, 38 лет
... жена Нака, 33 года
...старший брат Тамэдзиро, 43 года
...младший брат Тошидзо, 24 года
(дальше идут 6 детей, 1 слуга и 1 служанка)
Итого 12 человек, из них 9 мужского пола, 3 женского.
9 марта 1859 года Хиджиката официально поступил в ученики в додзё Кондо. Об этом есть запись в "книге регистрации принесших клятву Тэннэн Ришин рю" (天然理心流神文帳 ), ну а дальше в дневниках родственников-друзей-соседей появляется множество записей типа "приходил Тошизо с Окитой Соджи, оба остались у нас ночевать" (дневник Хашимото, 09.03.1860), или "Тошизо с Кондо Исами пошел в г.Ицукаичи" (дневник Сато, 09.05.1860).
В августе 1860 года вышла еще одна официальная регистрационная книжка под названием "Будзюцу эймэй року" (武術英名録 ) - что-то типа "имена славных фехтовальщиков". В нее были внесены имена 600 этих самых фехтовальщиков со всего региона Канто, и Хиджиката в том числе. Записывали туда только тех, кто имел ранг не ниже мокуроку, а получить мокуроку за такой короткий срок Хиджиката не смог бы, если б до этого не занимался, пишет Кикучи Акира. Значит, занимался. А где - вот вопрос )) То есть в каком таком "услужении" он был с 1853-4 по 1857-8 год, неизвестно. Может просто жил у Сато и шлялся по округе, лекарство продавал, но у Сато никаких упоминаний об этом нет. Так что для японских историков это "еще одна загадка".
А дальше я пока не прочитала, но по поводу секты Сингон и прочих уже много интересного нарыла, потом выложу отдельно ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
@темы:
Хиджиката,
исторические материалы,
Потомки о Хиджикате Тошизо,
переводческое
Оно грозило проблемами - проще сказать, мол, в услужении в другом доме, сейчас записаться не может, вы заочно, а вот вам на лапу.
А дальше я пока не прочитала, но по поводу секты Сингон и прочих уже много интересного нарыла, потом выложу отдельно
Уже жду)
Интересно, как проверяли - перекличкой в храме? ))
А по поводу различных сект я и не подозревала, что их так много, но у меня возникли некоторые соображения по этому поводу и пока что они подтверждаются
Надеюсь, завтра напишу.
На больших праздниках были специальные служки, они отмечали. А так - это же не православие/католичество. Зашел товарищ Таро свечку поставить - его отметили галочкой, не зашел - фу таким быть, тоже отметили. Пять пропусков - и добро пожаловать в суд, не записан в переписи - тоже в суд. Повторно проштрафился - могут и казнить.
Государственная религия сёгуната, блин.
А по поводу различных сект я и не подозревала, что их так много, но у меня возникли некоторые соображения по этому поводу и пока что они подтверждаются
Их еще больше, чем кажется))) Уже с нетерпением жду, потому что их покуривал))
Ыыы, вот поэтому, наверное, в эпоху Мэйдзи государственной религией сразу объявили синтоизм!
Уже с нетерпением жду, потому что их покуривал))
А я их вообще не курила, кроме каких-то общих сведений, поэтому пока что надо разобраться... Но конкретно среди Шинсенгумей интересная картинка вырисовывается. Всё, пока молчу ))
И оно тоже было весело. Я тут нарыл томик писем Николая Японского - он там процесс смены религии очень ярко описывает. Кстати, вообще советую, они занятные. Дескать, вчера приходил беседовать с буддистом, вели философский диспут на самом высоком уровне, договорились вечером другого дня продолжить. Приходит - буддист уже переоделся, развешивает по храму соломенные жгуты, служки бодренько тащат на помойку статую будды.
- Какие диспуты? У меня тут религия сменилась, мне б в ней разобраться!
Но конкретно среди Шинсенгумей интересная картинка вырисовывается. Всё, пока молчу ))
Очень-очень жду. Только скажи - сингоновцев много было, да?
А у меня тут книжек и ссылок накопилось, мне б в них разобраться, а потом и до Николая Японского может дойду )) Интересно, ага.
Только скажи - сингоновцев много было, да?
Из семерых, кого проверила - пока только один!
Интересно, подтвердится ли Сайтов амидаизм:-)
Ура! Не люблю Сингон, это они начали заварушку с гонениями
А у меня тут книжек и ссылок накопилось, мне б в них разобраться, а потом и до Николая Японского может дойду )) Интересно, ага.
Зато он по-русски)) Кстати, а по-русски или доступно по-английски вообще что-нибудь-то есть?
Если судить по храму Амида, что в Айдзу, таки да - он самый ))
Кот сидит и крутит головой, полон любопытства))
А я вот еще нарыла регистрационную книгу деревни Камиишивара, где записан будущий Кондо Исами
1838 год, семья Миягава: доход 7 коку 1 сё 2 го, всего 6 человек, прихожане храма Рюгэндзи деревни Одзава.
7 коку! И этот человек хотел стать даймё с доходом в 10000!
Не люблю Сингон
А я уже люблю )))
Кстати, а по-русски или доступно по-английски вообще что-нибудь-то есть?
Вообще про буддийские секты конечно есть, сейчас доразберусь и в отдельный пост ссылок накидаю. А вот Шинсен с точки зрения религии вряд ли кто-то изучал ))) Мне бы и в голову не пришло, если б не эта перепись.
За что? Неприятная достаточно секта.
А вот Шинсен с точки зрения религии вряд ли кто-то изучал ))) Мне бы и в голову не пришло, если б не эта перепись.
Нет, просто про Синсэн - про буддизм у меня и самого источники найдутся)
Потому и почти стал
За что? Неприятная достаточно секта.
За единение с природой )) Просто я пока ничего неприятного про нее не прочитала. Ну, кроме стояния часами в ледяной воде. А еще пишут, что ниндзя ее практиковали!
Нет, просто про Синсэн - про буддизм у меня и самого источники найдутся)
Усё, выложила
Ну, это была самая агрессивная секта, прославленная трудами "О неполноценности гайдзинов", "О вредоносности христианства" и тому подобными - Геббельс мог им обзавидоваться))
Но из тех сект, про которые я сегодня читала, были и поагрессивней, которые против других сект воевали. Не помню кто именно... А то я удивлялась, как они все между собой уживаются ))
Нитирэн? Она всех так задрала, что ее по-моему официально запретили.
а также "о пользе сэппуку" )))
И очаровательный списочек трактатов о правилах и нормах мужской любви.
Вообще, такое чувство - как надо было бред написать, звали сингонцев)
Во, точно, она наверное.
Вообще, такое чувство - как надо было бред написать, звали сингонцев)
Устав и хайку - это к Хиджикате!
А еще все удивляются, чего это Кондо сидит и в одну точку пырится. А это он сидяче медитирует!
Спасибо!
Рою сейчас другую тему, и наткнулась еще на кое-что интересное из японского быта.
Вот например у семейства Хиджиката была в 1848 году "служанка Фудэ, 12 лет" (по-нашему 11). Какой, спрашивается, с нее прок в таком возрасте? А оказывается, девочек из бедных семей традиционно нанимали более богатые семьи для помощи по уходу за ребенком. Такие девочки назывались "комори" - нянька. Помимо присмотра за младенцем комори помогали и с работой по дому, а за это их содержали, кормили-поили-одевали, и очень редко еще и денег давали. Собственно, и в европейских странах это было не редкостью...
Мне случайно фотки попались, пусть тут будут:
читать дальше
Ну, все лучше, чем голодать... Хотя мне что-то Чехов и его знаменитый рассказ вспоминается((
Во, и мне Чехов ((
По идее, когда свои старшие дети были, они же с младшими и сидели. А когда своих старших отправляли куда-то на заработки, приходилось со стороны нянек брать. Опять же на заработки. Вот и остается выбор для будущего замкома - мальчиком на побегушках в магазине тканей, или целыми днями таскать на себе племянника...
Судя по воспоминаниям племянника, кстати - одно время и таскал. Потом на заработки отправился (сбежал, видимо))
Кстати! Раз племянник был уже в таком возрасте, что помнит, как дядя Тоши его таскал, отлавливал и в чан с горячей водой запихивал, это было уже после возвращения дяди Тоши с заработков (одному лет 6, другому 16). А там уже и новых племянников нарожали... Поневоле жениться и иметь детей не захочешь ))
Так в итоге и попал Хиджиката-сан в Республику чайлдфри. Сегодня ссылочку нашла, хихикаю и радуюсь, как много новых поклонниц у него сразу появилось )))
Но да, с таким опытом племянникоращения своих детей не захочешь,
ибо сразу поймешь, что некогда)Пойду поплачу в уголку...
Рано плакать, я как раз на эту тему копаю опровержение ))) Давно собиралась написать трактат на общую тему "Шинсенгуми и бабы", в последнее время особенно часто натыкаюсь на массу недопонимания по этому вопросу. Тема ооочень большая, но к концу выходных надеюсь ее осилить
а чего непонятно?
Что было на самом деле, разумеется!
А что тут можно опровергнуть? Разве что внезапной найти вагон маленьких Тосидзовичей:-)
Точно. Попал так попал.