Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:02 

Краса и гордость японского флота - фрегат "Кайё мару"

-Fushigi-
Японские студенты в Нидерландах не только штудировали европейские науки, но и контролировали строительство сёгунского фрегата, которое полным ходом шло на верфи "Корнелис Гипс и сыновья" в г.Дордрехт. В 1864 году была завершена сборка киля, и от сёгуната поступило указание придумать кораблю название. Учида, Сава и Эномото посовещались и решили назвать будущую надежду и опору японского флота в честь родной страны: "Восходящее солнце", только другими иероглифами: 開陽 – "Кайё" (開 кай – открываться, расширяться, просвещаться; 陽 ё – светлое начало, солнце). На голландский название перевели как "Voor lihter" – "Предвестник света", под этим именем корабль и стал известен среди окрестных жителей.
14 сентября 1865 года состоялся первый торжественный спуск фрегата на воду. Это событие вызвало огромное оживление – поглазеть на него собралась целая толпа.



В то время "Кайё-мару" был самым большим деревянным судном из всех, когда-либо построенных в Голландии.
Фото 1860х годов и современная реконструкция:

Кайо Мару

Изначально голландцы рекомендовали сделать ему металлический корпус, но сёгунат предпочел деревянный, так как на его постройку требовалось меньше времени (и денег). Поэтому корпус просто обшили медью.



Трехмачтовый паровой фрегат "Кайё-мару" имел водоизмещение 2632 тонны, длину 72 м, ширину 13 м, и мог развивать скорость до 10 узлов (19 км/ч). Большие параметры этого судна хоть и были в диковинку даже для такой морской страны, как Голландия, зато были схожи с параметрами американских "черных кораблей", в свое время так потрясших Японию. Примерно такими же характеристиками обладали "Миссисипи" и "Саскуэханна" из эскадры Пэрри.
Но если на военных судах подобного типа в то время обычно устанавливали 10-15 пушек, то на "Кайё-мару" их планировалось аж 26. Однако, пока корабль оборудовали необходимым снаряжением, в Европе разразилась Австро-прусская война, и японские студенты отправились в Германию в качестве военных наблюдателей. Став свидетелями реальных морских боев, Эномото и компания очень впечатлились мощью нарезных пушек и дозаказали их еще 12 штук вдобавок к гладкоствольным. В итоге по разным источникам число пушек на "Кайё-мару" колеблется от 35 до 44, но в любом случае их было в разы больше, чем на других кораблях тогдашнего японского флота.
Вот такие были пушки:



25 октября 1866 года, после проведения различных проверок, фрегат отчалил к берегам Японии.



Командовал им капитан Дино, голландский морской офицер. Экипаж полностью состоял из голландцев, но на борту еще находились 9 японских студентов, возвращавшихся на Родину, в том числе Эномото и Сава. (Ниси и Цуда уехали раньше, а два врача и Акамацу Нориёши остались доучиваться в Европе). В Нидерландах они провели более трех лет и досконально изучили западные технологии военно-морского дела, международное право, голландский и английский языки и прочие полезные науки, которые жаждали применить на деле. Например, Сава на обратном пути читал и пытался переводить книгу Диккенса "Повесть о двух городах", которая была у него в двух вариантах – на английском и на голландском, а Эномото прикидывал, как бы устроить телеграфную связь между Эдо и Йокогамой.
Тем временем "Кайё-мару" благополучно пересек Атлантический океан и через 52 дня после отправления прибыл в Рио-де-Жанейро. Пополнив запасы, он продолжил путь, сделал остановку на острове Амбон в Индонезии, после чего взял курс на Йокогаму, куда прибыл утром 26 марта 1867 года. В порту его встречал Кацу Кайсю, который занимал тогда пост "гункан-бугё" (что-то вроде начальника военно-морского департамента).
Еще некоторое время длились формальности, связанные с оплатой и передачей судна сёгунскому правительству, и 20 мая 1867 г. "Кайо-мару" наконец официально пополнил ряды японского флота. Кацу назначил Эномото капитаном корабля, а Саву – его старшим помощником, и велел им нанять и подготовить экипаж, этак 350-500 человек. Эномото ввел на корабле военно-морскую форму, по образу и подобию голландского флота – в зависимости от рангов, и снабдил ею всю команду.

К концу 1867 года флот сёгуната был самым большим в Восточной Азии. Помимо флагмана "Кайё-мару" он состоял еще из восьми военных парусников с паровыми двигателями, и примерно такого же количества транспортных судов.
Надо сказать, что отдельные кланы тоже закупали или строили себе корабли. Но для сравнения: в марте 1868 года в заливе Осака состоялся первый морской парад, в котором участвовали "объединенные морские силы" шести кланов (Сага, Тёсю, Сацума, Куруме, Кумамото и Хиросима). Суммарный тоннаж этой флотилии составил 2252 тонны. Это меньше, чем вес одного "Кайё-мару" ))

Вот с таким морским раскладом Япония подошла к отречению сёгуна, реставрации власти императора и войне Босин. Но это уже другая история :) В следующий раз расскажу, как сёгун угнал у Эномото корабль! А потом Эномото у него – целую эскадру.
А пока вот тут можно полюбоваться на красивые фотки "Кайё-мару". А здесь его музей.

@темы: фотки, кораблики, картинки, исторические материалы, Эномото Такеаки

URL
Комментарии
2012-12-08 в 17:29 

Имри
Красавец!

2012-12-08 в 20:59 

Glaubchen
Мы не ищем легких путей. Нам лень...
Спасибо!

2012-12-08 в 21:54 

AnnetCat
Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Есть чем гордиться)) красивый, новый... большой )))

2012-12-08 в 22:03 

Эгли
Красиво как! Спасибо!!!

2012-12-08 в 22:18 

-Fushigi-
И вот эту красоту они взяли и утопили! :facepalm2:

Кстати, Хиджиката Мегуми недавно побывала на Хоккайдо, навестила Кайё-мару и теперь об этом пишет: ameblo.jp/hogyoku/entry-11421477567.html
Правда, зимой на корабль не пускают, зато кицунэ там бегают как живые :)

URL
2012-12-08 в 23:33 

lannlinn
Красотища! А я как-то раньше не задумывалась, что он деревянный... по-моему с пушками они переборщили, наверняка были какие-то нормативы по рекомендуемому количеству.

2012-12-09 в 10:41 

Lilas777
Забавное личико! :-D
С трепетом ожидаем рассказа про морские угонялки :-D

2012-12-09 в 20:45 

-Fushigi-
по-моему с пушками они переборщили, наверняка были какие-то нормативы по рекомендуемому количеству
У России в то время были 44-пушечные фрегаты :) А на фрегате "Паллада" вообще стояло 52 пушки, так что это не предел. Но у японцев и тех же "черных кораблей" больше 15и вроде нигде не было.

Забавное личико!
Это как бы не личико, а... противоположная часть )) Которая корма. Но забавное, ага :)

Про угонялки как-нибудь среди недели напишу! Я тут еще одну любопытную морскую битву нашла, сперва разобраться надо, кто в ней кого куда )

URL
2012-12-10 в 12:58 

Lilas777
:-D
Про Симоносэки бы... :shuffle:

2012-12-10 в 14:34 

-Fushigi-
Lilas777, про Симоносэки пока не будет - этой я тихой сапой пытаюсь добраться до республики Эдзо, на корабликах из Голландии :) Зато как доберусь, будет про Хиджикату!

URL
2012-12-10 в 15:03 

Имри
Даешь республику Эдзо!:-)

2012-12-10 в 22:52 

-Fushigi-
Имри, вот чем больше я про все это читаю, тем больше получается, что там такой эффект бабочки: на одном конце страны Аннушка разлила подсолнечное масло, а на другом - республика Эдзо потерпела крах. И все друг с другом повязаны )) Я просто хочу до конца раскрутить эту пружинку :)

URL
2012-12-11 в 12:23 

Kortlach
Таракан за пазухой - один, но крупный
Крутой корабль ( и тоже чёрный, хоть и со светлым названием).
А нельзя ли объяснить непросвещенным, почему в названиях японских кораблей вседа присутствует "-мару"? А то как-то неудобно не знать, что это означает.

2012-12-11 в 13:11 

-Fushigi-
Kortlach, "мару" вообще означает "круг" и все круглое. Вот японский кот Мару, например, это типа нашего "Шарик" :)
Почему этот суффикс появился в названиях кораблей, по ходу, и сами японцы не знают. Вот самое толковое объяснение из всех, что нагуглились: otvet.mail.ru/question/35513515 (только что выделено зеленым, остальное фигня полная). Просто так повелось аж с эпохи Хэйян... Кое-где пишут, что это суффикс к названиям гражданских или торговых судов, но это неправда - военные тогда тоже были "-мару".

URL
2012-12-11 в 13:56 

lannlinn
по поводу названия и "мару" есть много вариантов в английской вики

2012-12-11 в 16:51 

Kortlach
Таракан за пазухой - один, но крупный
-Fushigi-, lannlinn, большое спасибо за разъяснения и наводки о названиях. Кот Шарик - не хуже , чем котенок по имени Гав...

2012-12-11 в 21:07 

-Fushigi-
Kortlach, у них Шарик - самое кошачье имя )) Еще котов часто называют Тама - это тоже "шарик" или "мячик". А у Кондо так дочку звали )

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Нюньский домик

главная