23:06 

Православие в республике Эдзо

-Fushigi-
За последнее время мне попалось очень много материалов о житье-бытье в Хакодате времен Бакумацу и начала Мэйдзи, причем на русском языке :)
В основном это статьи из "Морского сборника" 1860х годов, ежемесячного журнала на 500-600 страниц, где среди всего прочего печатались "известия из портов" и "современные обозрания".
Разобрала и выложила их на bakumatsu.ru вместе с другими статьями, старыми и современными, тоже про русских на Хоккайдо.

Теперь буду рассказывать, что я узнала из свежепрочитанного, но в один пост всё не влезет. Поэтому начну с того, что меня особенно впечатлило – как были связаны такие известные православные деятели, как отец Николай (святой равноапостольный Николай Японский) и Павел Савабе (двоюродный брат Сакамото Рёмы) с деятелями дворянской республики Эдзо. Впрочем, неудивительно, что они были как-то связаны, потому что "дворянской" республику Эдзо как раз о.Николай и назвал. И вообще он в ней жил, и был непосредственным очевидцем всех тех событий.
Беда в том, что дневники Николая Японского, которые он тогда вёл, скорее всего сгорели (хотя точно это неизвестно). А дневники, которые были изданы относительно недавно, начинаются записями 1870 года, то есть на год-два позже, чем надо. Но кое-что интересное попадается и в этих записях в виде воспоминаний.

читать дальше

@темы: фотки, республика Эзо, исторические материалы, Эномото Такеаки

URL
Комментарии
2014-11-22 в 23:19 

Бесполезное имя
Нет тут никого. Проходи.
Спасибо, очень нтересно.

2014-11-22 в 23:38 

Эгли
Спасибо! Без бороды стало видно, что Такума похож на Рёму. :)

2014-11-22 в 23:38 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Ты что, это замечательные, душеполезные и информативные многобуков!!!
Очень хорошо всё по полочкам разложено))

А есть ли возможность выяснить, что за человек был Иоанн Сакаи и в каком родстве он с дворянским родом Сакаи (вроде, графьями они стали уже в Мэйдзи)?

2014-11-22 в 23:54 

-Fushigi-
Бесполезное имя, я жуть как долго во всем этом разбиралась, но надеюсь, оно того стоило )) По крайней мере, мне было интересно.

Umematsu, и сразу можно представить, как бы Рёма выглядел с бородой!

Кин Ри, это я еще сокращала, как могла :) И не вставила сюда псаломщика хакодатской русской церкви Виссариона Сартова, тоже жившего в республике Эдзо. Но я про него когда-то уже писала.
Про Сакаи выяснить наверное можно, но что-то мне неохота ) Навскидку нашла: звали его Сакай Токурэй, уроженец княжества Сэндай. А это зять его: drevo-info.ru/articles/3530.html

URL
2014-11-23 в 00:00 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Зятя я знаю >< до обидного просто: зять везде есть, тестя нигде нет

2014-11-23 в 00:05 

-Fushigi-
Кин Ри, из всего, что мне попадалось, самое подробное - это монография, на которую ссылки в тексте. Там еще про его врачебную практику есть.
На японском сейчас попробовала поискать, тоже негустно. Он 酒井篤礼, если что.

URL
2014-11-23 в 00:16 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
-Fushigi-, спасибо)

2014-11-23 в 01:32 

Ничего себе новости! Интересно все были связаны)

2014-11-23 в 06:47 

Бесполезное имя
Нет тут никого. Проходи.
Хорошая фамилия: Колодец Водки. Мне бы такую...

2014-11-23 в 11:13 

Grissel
Спасибо! Как жаль, что дневники пропали...

2014-11-23 в 11:41 

-Fushigi-
Вот как раз сейчас я рылась в библиотеке на bakumatsu.ru и наткнулась на статью, которую добавила туда еще летом (и благополучно забыла).
Называется она "Несчастный дневник. Архиепископ Японский Николай и его заметки". И там говорится, что скорее всего, отправляясь в Россию в 1869 году, Николай взял дневники с собой. А вот куда их в России дели, это уже вопрос. Может, конечно, он потом их увез обратно в Японию... Но лучше бы они нашлись :)

Кстати, в этой же статье говорится, что Николай проживал в Хакодате по март/апрель 1869 года, а не по сентябрь или по конец 1869 года, как я читала в других статьях. Это наиболее вероятно, потому что перед войной вообще всех иностранцев из города вывезли, включая тех французов, которые прибыли вместе с Эномото. Только куда их поселили, вот вопрос! Сразу вернуться в Россию сотрудники русского консульства не могли - просто не на чем было, не так уж часто туда русские корабли заплывали, да и кто бы им разрешил самовольно покинуть Японию. 12 июля 1869 года Николай писал докладную записке директору Азиатского департамента МИД России Стремоухову точно не из Хакодате (а откуда, неизвестно), и приводил там цитаты из своего дневника. Известно, что в Санкт-Петербург он добирался через Сибирь, и приехал туда только в феврале 1870 года. Сохранившиеся дневники начинаются с 1 марта 1970 года...

URL
2014-11-23 в 11:52 

-Fushigi-
И еще одно небольшое дополнение.
о.Николай писал: "В 1859–й год я вступал в Академию, в 1869–й — в Хакодате, — и скверно было!..."
На русском кладбище в Хакодате есть памятник с большим бетонным надгробием, на котором выбито: «Под сим камнем погребено тело врача Российского Императорского консульства в Японии Владимира Вестли, умершего 1 янв. 1869 г. 29 лет от роду». С обратной стороны надпись: «Памятник сооружен усердием супруги покойного и сослуживцами его».
Никаких подробностей про этого Вестли я не нашла, но в статье одного из русских, побывавших в Хакодате в 1870 году, говорится: "медик состоял при консульстве еще и в 1868 году, но после несчастной катастрофы с г. Лесли и доктора нет в Хакодате".
Думаю, этот Лесли и есть Вестли, и что-то с ним там такое произошло под Новый год. (чувствую себя детективом)

URL
2014-11-23 в 11:53 

Glaubchen
Мы не ищем легких путей. Нам лень...
-Fushigi-, спасибо за труд!
Очень-очень интересно :white::white::white:

2014-11-23 в 11:57 

Grissel
реально детектив...

2014-11-23 в 12:45 

Lilas777
Вах! Сколько всего! :crzfan:

"А Такенака собирался со мной в Россию — бежать от грозы, совсем уже налегшей на них, — и только недостаток средств остановил его".
Вот Тосидзо Хаятыч, оседлавши купца, недостатком средств не постеснялся бы... :tease4:

2014-11-23 в 13:32 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Никаких подробностей про этого Вестли я не нашла, но в статье одного из русских, побывавших в Хакодате в 1870 году, говорится: "медик состоял при консульстве еще и в 1868 году, но после несчастной катастрофы с г. Лесли и доктора нет в Хакодате".
Скорее всего, да - Лесли/Весли/Вестли/Веслей очень частая путаница в старорусском
а доктора с шансами убили((

2014-11-23 в 14:58 

Cпасибо большое!

С уважением,
Антрекот

2014-11-23 в 22:20 

-Fushigi-
Это еще не всё, будет ещё продолжение про русских в Хакодате и про сам город. Дыра-дырой, "худший из японских городов", но что-то он мне полюбился :)

Вот Тосидзо Хаятыч, оседлавши купца, недостатком средств не постеснялся бы...
Он купцовые средства берёг! А свои, все что были, отослал домой с Тэцу )

а доктора с шансами убили((
Если бы гайдзина убили в Японии, дело получило бы широкую огласку. А так тишь да гладь...

URL
2014-11-23 в 23:55 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Если бы гайдзина убили в Японии, дело получило бы широкую огласку. А так тишь да гладь...
Не уверен. Учитывая, что еще в 80-х в Токио пускали только под усиленным конвоем, и всё равно нападения были, да и будущий патриарх Сергий очень спокойно писал о милом обычае старины - напасть со спины на иностранца и прирезать.
Просто словом "катастрофа" в тогдашних письмах-воспоминаниях обычно даже не несчастный случай называли, а... ну вот если ранили случайно на охоте, или типа того)

2014-11-24 в 20:27 

-Fushigi-
Кин Ри, так то в Токио. А про Хакодате все как один пишут "очень, очень безопасный город" )) Не считая пожаров и военного времени. Хотя январь 1869 - как раз-таки военное время...
Но я не думаю, что в случае убийства русские продолжали бы с симпатией относиться к японцам вообще и правительству Эномото в частности. А там очень явная симпатия :)

URL
2014-11-24 в 20:37 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
-Fushigi-, так это ж 1869 год, с правительством Эномото уже всё плохо)
А как раз к сторонникам императорской власти отношение ну ОЧЕНЬ сдержанное - даже спустя десять лет чувствуется напряжение

2014-11-24 в 20:55 

-Fushigi-
Кин Ри, неа, 1 января 1869го всё пока ещё хорошо :) Пару недель назад как раз выборы состоялись.
А насчет отношения... "Япония с точки зрения православной миссии" о.Николая говорит сама за себя )

URL
2014-11-24 в 21:26 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
-Fushigi-, что не мешает называть японцев дикарями)
На самом деле еще то смущает, что или все рассказчики преувеличивают, или нападения на русских таки были - именно до Мэйдзи

2014-11-24 в 21:40 

-Fushigi-
Кин Ри, дык язычники же!
А про нападения мне ничего не попадалось. Но у меня нет статей из "Морского сборника" за 1865-1868 годы, может там что-то и было...

URL
2014-11-24 в 21:47 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
-Fushigi-, просто вот читаю я все те же письма будущего патриарха Сергия поры его японской работы.
У него одна из центральных тем - отношение японцев к убийству, оно его неприятно шокирует, ужасает, он снова и снова возвращается к этому вопросу.
В частности, со ссылкой именно на русских, живших и работавших в Японии (в т.ч. в Хакодатэ) он рассказывает про специфику нападений японских террористов-националистов: что нападали они как правило со спины, и именно это (ловкость, с которой подкрадывались незаметно) ставили себе в заслугу. Ну и так далее.
Часть там - со слов собственно японцев, но часть - по впечатлениям русских.
Да и св. Николай поминает, мол, на его жизнь покушались раз пять)

2014-11-24 в 22:09 

-Fushigi-
Кин Ри, патриарх Сергий - это ж какие годы! Конец 80х уже. И Хакодате - совсем не та деревня, про которую я всё никак не напишу.

Так и на Николая покушались скорее всего уже в Токио ) Что особенно в период русско-японской войны вовсе неудивительно.

URL
2014-11-24 в 22:23 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
-Fushigi-, так он пишет не про 80-е в данном случае, а про Бкмц)))
Так и на Николая покушались скорее всего уже в Токио ) Что особенно в период русско-японской войны вовсе неудивительно.
Не.
Самое смешное - в войну его не трогали: видимо, уже был совсем железный авторитет. Покушались на Хоккайдо, по крайней мере дважды, и потом уже в 70-80е)

2014-11-24 в 22:37 

-Fushigi-
Кин Ри, хм. Попробую поискать потом об этом поподробнее ) 70-80е меня мало интересуют, а вот конец 60х... Но по нему меньше всего сведений ><

URL
2014-11-24 в 22:43 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
-Fushigi-, я так подозреваю, одно из таких покушений стало основой для истории про Савабэ))
В плане, в оригинале там был просто вопрос св. Николая - мол, «За что ты меня так ненавидишь, что убить хочешь?». А потом дорисовали уже и прямое покушение)

2014-11-25 в 17:29 

-Fushigi-
Нашла еще кучу дополнений :) Во-первых, прямая цитата из воспоминаний о.Николая про Павла Савабэ:

«Он был дворянин и весьма славился в искусстве фехтования. Вследствие этого наш консул приглашал по временам его к себе для обучения в этом искусстве русских. Здесь-то я впервые увидел о. Павла и затем продолжал встречаться с ним довольно часто. Но при каждой такой встрече меня постоянно поражало какое-то сердитое, почти озлобленное выражение его лица. Раз как-то зашел в мою комнату и с таким же точно выражением, исполненным негодования, начал злословить христианскую веру. Я тогда спросил его, знает ли он ту веру, которую так поносит. Ответ был отрицательный. Тогда я заметил, что было бы более справедливо предварительно познакомиться с учением этой веры и тогда уже произносить такой или иной приговор, и тут же предложил выслушать изложение этого учения. Мое предложение было принято охотно. И что же? Какова была моя радость, когда я стал замечать, что мой слушатель с напряженным вниманием стал прислушиваться к изложению нового неведомого ему учения, и его дотоле горделивая мысль стала смиренно склоняться пред его поражающей истиной! Видно, сам Бог направил его мысли на истинный путь. Это был первый и самый главный шаг по пути обращения о. Павла в христианскую веру; остальное получилось само собою».

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Нюньский домик

главная