23:06 

Православие в республике Эдзо

-Fushigi-
За последнее время мне попалось очень много материалов о житье-бытье в Хакодате времен Бакумацу и начала Мэйдзи, причем на русском языке :)
В основном это статьи из "Морского сборника" 1860х годов, ежемесячного журнала на 500-600 страниц, где среди всего прочего печатались "известия из портов" и "современные обозрания".
Разобрала и выложила их на bakumatsu.ru вместе с другими статьями, старыми и современными, тоже про русских на Хоккайдо.

Теперь буду рассказывать, что я узнала из свежепрочитанного, но в один пост всё не влезет. Поэтому начну с того, что меня особенно впечатлило – как были связаны такие известные православные деятели, как отец Николай (святой равноапостольный Николай Японский) и Павел Савабе (двоюродный брат Сакамото Рёмы) с деятелями дворянской республики Эдзо. Впрочем, неудивительно, что они были как-то связаны, потому что "дворянской" республику Эдзо как раз о.Николай и назвал. И вообще он в ней жил, и был непосредственным очевидцем всех тех событий.
Беда в том, что дневники Николая Японского, которые он тогда вёл, скорее всего сгорели (хотя точно это неизвестно). А дневники, которые были изданы относительно недавно, начинаются записями 1870 года, то есть на год-два позже, чем надо. Но кое-что интересное попадается и в этих записях в виде воспоминаний.

Подробно об архиепископе Николае можно почитать в этой монографии, а если коротко, то родился он в Смоленской губернии в 1836 году, окончил Духовную семинарию и Духовную академию, а в 1861 году прибыл в Хакодате, чтобы стать священником в русском консульстве.
Времена тогда в Японии были смутные, как раз набирало силу движение "сонно дзёи", и только за первое полугодие этого года было убито шесть иностранцев. Но до Хакодате волнения, происходящие в Эдо и в Киото, особо не докатывались, так что там было относительно спокойно и безопасно. Не считая того, что к христианам японцы повсюду относились с предубеждением.

Вот так выглядел о.Николай в молодые годы:



Это фото сделано приблизительно в 1870 году, то есть здесь ему около 34 лет. Почти ровесник Хиджикаты.

Приехав в Японию, Николай сразу стал изучать местный язык и впоследствии вспоминал: "...я бился над японским языком, чуть не ежедневно воздыхая о том, что сутки состоят не из ста часов, и что нельзя все эти сто часов употребить на изучение языка". Одновременно он знакомился и с повседневной жизнью японцев, с их историей, религией и литературой. Сначала его учил языку переводчик хакодатского губернатора, затем еще несколько японцев. Помимо этого Николай вместе с местными детишками посещал частную школу Кимуры Кэнсая. Сын Кимуры потом писал в автобиографии: "О. Николай, 25–26 лет молодой человек высокого роста с голубыми глазами, практически каждый день приходил в школу к отцу и усердно занимался. Как рассказывала мать, о. Николай очень любил дискуссии и часто спорил с отцом, вообще был очень ревностным учеником, что очень сильно отличало его от японских студентов... Когда о. Николай приходил к нам домой, он обязательно заходил на кухню и, поймав мать, начинал спрашивать ее: "Как называется этот суп? А как будет по–японски вот эта желтая редька?" — имея в виду суп из соевых бобов мисо-сиру и маринованную редьку такуан" :)

В результате уже через два года о.Николай довольно бегло говорил по-японски, а через три-четыре года был способен проповедовать на этом языке. "У него был сильный иностранный акцент, однако это не мешало ему быть понимаемым всеми японцами от мала до велика, богатство словаря и легкость построения фраз давали его речи силу, приводившую в восторг всех японцев. Фразы были краткие, обороты самые неожиданные, но чрезвычайно яркие и сильные". Видимо, это и помогало ему обращать в православие японцев, первым из которых стал Савабе Такума. История о нем есть и у Антрекота, и у Зайцы Ушастой: zajcev-ushastyj.livejournal.com/226184.html (всячески рекомендую)

Правда, там эта история рассказана с некоторыми преувеличениями :) Савабе не врывался ночью к отцу Николаю, чтобы его прикончить. Они виделись неоднократно на территории русского консульства, потому что Савабе приходил к сыну консула Гошкевича в качестве преподавателя кэндзюцу. Помимо занятия этим преподаванием Савабе был "жрецом древнейшей в городе кумирни", потому что женился на дочери синтоистского священника и унаследовал пост своего тестя.
В консульстве Савабе смотрел с особой ненавистью на Николая, так что тот однажды не выдержал и спросил, с чего бы это. На что и услышал: "Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю. А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии". Николай резонно поинтересовался, знаком ли Савабе с его учением, и услышав, что нет, заявил: "А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-нибудь, не выслушавши его? Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай да узнай, а потом и суди".
Савабе Такума согласился выслушать, а уже через год, 20 апреля 1865 года, о.Николай писал о нем в своем письме: "Жрец с нетерпением ждет от меня крещения. Он хорошо образован, умен, красноречив и всею душою предан христианству. Единственная цель его жизни теперь - послужить отечеству распространением христианства, и мне приходится постоянно останавливать его просьбы из опасения, чтобы он не потерял голову, прежде чем успеет сделать что-либо для этой цели."

Вот такой он был до крещения и после:



Крещение Савабе Такумы состоялось в апреле 1868 года, когда после отречения сёгуна к власти пришло новое императорское правительство и издало особый указ о запрете принимать христианскую веру. При крещении он получил новое имя в честь апостола Павла. Вместе с ним были обращены в православие два его друга, врачи Сакай и Урано. Сразу после этого все трое в целях безопасности покинули Хакодате.

Ну а дальше в русскоязычных биографиях Павла Савабе начинаются всякие ужасы: "Его жена сошла с ума и через несколько месяцев в припадке болезни сожгла собственный дом. Савабе так и не нашел прибежища и в скором времени вернулся в Хакодате. Теперь он не имел не только средств к пропитанию, но и крова. Тогда же, в 1868 году, он был заключен в темницу".
Не знаю, может действительно так оно и было, только сам о.Николай в докладной записке от 12 июля 1869 года писал: "Павел Савабе, испытав все трудности путешествия по стране в военное время и, убедившись в невозможности пройти до Едо, презрев все опасности, вернулся в Хакодате еще в то время, когда оно занято было правительством микадо (императора); но как оказалось, страхи наши были напрасны: Савабе никто не думал тревожить, хотя все знали, что он христианин; до последнего времени он живет благополучно в Хакодате и занимается катехизаторством".

И вот тут начинается самое интересное (для меня, по крайней мере). В той же докладной записке говорится: "...В конце прошлого года северные князья один за другим покорились. Только Инамото, адмирал Тайкунского флота, выдержал свою роль: с 11 судами, во главе 5 тысяч отважнейших воинов Японии, он выгнал из Хакодате императорское правительство, а из Мацмая — князя, и завладел всем островом Эзо".

"Инамото" это, естественно, Эномото – о.Николай его всё время так называет, даже спустя 25 лет.
Вот такая есть у него в дневнике запись от 12/24 июня 1895 года: "Вспоминали мы с о. Павлом Савабе князей Кувана, Итакура, Огасавара, Такенака, которые с инсургентами, под началом Инамото в 1868 году, прибыли в Хакодате и в […]м–мей–мия, у о.Павла, тогдашнего жреца сей мия, однажды справили пирушку, на которую и я был позван; князь Кувана так печально играл тогда на свирели. А Такенака собирался со мной в Россию — бежать от грозы, совсем уже налегшей на них, — и только недостаток средств остановил его".

Вроде бы ничего примечательного в этой записи нет. Но "князь Кувана" – не кто иной, как Мацудайра Садааки, младший брат Мацудайры Катамори. На свирели он играл!
А Такенака это вот кто, самурай из клана Мино, главком битвы при Тоба-Фушими, который пытался выгнать Шинсенгуми с поля боя, заявляя Хиджикате: "среди потомственных вассалов сёгуна выскочкам-Шинсенгуми не место" )) Бежать в Россию он собирался!!!

Вот это "[…]м–мей–мия" в тексте не расшифровано, но я нашла, что это такое. Примечательно, что вообще нигде в русских текстах не говорится, жрецом какой именно кумирни был Савабе. Называлась она Дзиммэй-мия, или Джинмей-мия. Сейчас это синтоистский храм Яманоуэдай, посвященный богине Аматерасу. Он был основан аж в 1368 году в окрестностях нынешнего Хакодате, а в 1682 году перемещен примерно туда, где я его отметила на карте в предыдущем посте ) В 1878 году этот храм сгорел и был выстроен уже чуть выше на горе.
Глава клана Кувана Мацудайра Садааки в свою бытность в республике Эдзо был размещен именно в этом храме, настоятелем которого в то время являлся Савабе Такума, уже принявший православие. И русский священник туда же захаживал, более того - его туда приглашали! Хиджиката наверняка тоже захаживал, потому что по сохранившимся свидетельствам активно занимался вопросом отправки Мацудайры-младшего на родину. Вот так вот всё причудливо смешалось :)

Еще забавно воспоминание Савабе о том, как будучи синтоистским священником он пытался читать Евангелие: "Открыто читать эту книгу я не мог, а читать хотелось. Вот я и выдумал читать ее в то время, когда совершал службы в своем мия. Положишь, бывало, перед собой Евангелие вместо языческого служебника, да и читаешь, постукивая в обычный барабан. Никто и не думал, что я читаю иностранную "ересь". )))

Кроме того, в той же монографии говорится: "Савабэ в период «дворянской республики» Эномото Такэаки осуществлял свои катехизаторские обязанности в сёгунском войске в г. Хакодате. Даже бомбардировка города, во время которой сгорел дом и все его имущество, и последующее взятие г. Хакодате императорскими войсками не заставили Савабэ бежать от репрессий. Это он сделал только по возвращении в Японию святителя Николая, будучи вполне уверенным, что тот не покинул их навсегда".

Святитель Николай в марте-апреле 1869 года, перед самым началом битвы за Хакодате, скорее всего был эвакуирован из города вместе с другими иностранцами, а затем отбыл в Россию. В Японию он вернулся только в марте 1871 года.
Причем сам он после падения республики Эдзо писал: "В сражениях... почти все наши друзья (т. е. христиане и им сочувствующие) остались целы, но по сдаче города, вместе с другими, заключены были в крепость на 220 дней. Партия, восстановляющая Микадо, всюду несет с собою пропаганду древней религии (синто), на которую опирается авторитет Микадо, и потому Савабе, как заведомому христианину, также грозила опасность попасть в тюрьму; но он не скрылся и не умерил своей ревности, а напротив, нашел возможность сноситься с заключенными в крепости и доставлять им христианские книги; у себя же по-прежнему продолжал иметь катехизаторские собрания."

В бывшем сёгунском войске были и те, кто в итоге тоже принял православие. Один из них - сэндайский самурай Кангэта Тайдзо (в крещении Матфей). Для его вызволения из крепостной тюрьмы о.Николай даже обращался в столицу, к прогрессивным представителям новой власти - Ивакуре Томоми и Кидо Коину, который Кацура Когоро.

В феврале 1872 года святитель Николай переехал в Токио, и вскоре после его отъезда в Хакодате начались гонения на христиан "с ведома и по наущению генерал-губернатора о. Эдзо Куроды, весьма враждебно настроенного по отношению к России в связи с возникшими уже тогда территориальными проблемами". Вот тогда и арестовали Савабе и его друга Сакая, но вскоре отпустили, потому что "держать их в тюрьме было почти равносильно помещению туда христианского священника". А в 1873 году вышел декрет, отменяющий отдельные антихристианские запреты.

Интересно, что потом Курода поменял свое отношение к России. В дневнике Николая Японского от 1/13 января 1889 говорится: "В 1859–й год я вступал в Академию, в 1869–й — в Хакодате, — и скверно было!... Между поздравлениями с Новым годом был некто, проживший семь лет в Кронштадте. Говорил, что на днях был симбокквай бывших в России, собралось человек двенадцать. Говорил, что сторонники России здесь: граф Сайго, Инамото и Курода. В добрый час им!"

На этом, пожалуй, и закончу. Извиняюсь за многобуков :)
Только наспоследок еще помещу большую фоточку с красивыми японскими мужчинами: www.k-istine.ru/sants/our_sants_nikolay_yaponsk...
Это участники Всеяпонского Православного Собора 1882 г. Внизу в центре, с такой овальной бляхой, св. Николай Японский, через одного человека справа от него - Павел Савабе.

@темы: фотки, республика Эзо, исторические материалы, Эномото Такеаки

URL
Комментарии
2014-11-22 в 23:19 

Бесполезное имя
Сквозь текст иногда проглядывало мурло агрессивного феминизма
Спасибо, очень нтересно.

2014-11-22 в 23:38 

Эгли
Спасибо! Без бороды стало видно, что Такума похож на Рёму. :)

2014-11-22 в 23:38 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Ты что, это замечательные, душеполезные и информативные многобуков!!!
Очень хорошо всё по полочкам разложено))

А есть ли возможность выяснить, что за человек был Иоанн Сакаи и в каком родстве он с дворянским родом Сакаи (вроде, графьями они стали уже в Мэйдзи)?

2014-11-22 в 23:54 

-Fushigi-
Бесполезное имя, я жуть как долго во всем этом разбиралась, но надеюсь, оно того стоило )) По крайней мере, мне было интересно.

Umematsu, и сразу можно представить, как бы Рёма выглядел с бородой!

Кин Ри, это я еще сокращала, как могла :) И не вставила сюда псаломщика хакодатской русской церкви Виссариона Сартова, тоже жившего в республике Эдзо. Но я про него когда-то уже писала.
Про Сакаи выяснить наверное можно, но что-то мне неохота ) Навскидку нашла: звали его Сакай Токурэй, уроженец княжества Сэндай. А это зять его: drevo-info.ru/articles/3530.html

URL
2014-11-23 в 00:00 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Зятя я знаю >< до обидного просто: зять везде есть, тестя нигде нет

2014-11-23 в 00:05 

-Fushigi-
Кин Ри, из всего, что мне попадалось, самое подробное - это монография, на которую ссылки в тексте. Там еще про его врачебную практику есть.
На японском сейчас попробовала поискать, тоже негустно. Он 酒井篤礼, если что.

URL
2014-11-23 в 00:16 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
-Fushigi-, спасибо)

2014-11-23 в 01:32 

Ничего себе новости! Интересно все были связаны)

2014-11-23 в 06:47 

Бесполезное имя
Сквозь текст иногда проглядывало мурло агрессивного феминизма
Хорошая фамилия: Колодец Водки. Мне бы такую...

2014-11-23 в 11:13 

Grissel
Спасибо! Как жаль, что дневники пропали...

2014-11-23 в 11:41 

-Fushigi-
Вот как раз сейчас я рылась в библиотеке на bakumatsu.ru и наткнулась на статью, которую добавила туда еще летом (и благополучно забыла).
Называется она "Несчастный дневник. Архиепископ Японский Николай и его заметки". И там говорится, что скорее всего, отправляясь в Россию в 1869 году, Николай взял дневники с собой. А вот куда их в России дели, это уже вопрос. Может, конечно, он потом их увез обратно в Японию... Но лучше бы они нашлись :)

Кстати, в этой же статье говорится, что Николай проживал в Хакодате по март/апрель 1869 года, а не по сентябрь или по конец 1869 года, как я читала в других статьях. Это наиболее вероятно, потому что перед войной вообще всех иностранцев из города вывезли, включая тех французов, которые прибыли вместе с Эномото. Только куда их поселили, вот вопрос! Сразу вернуться в Россию сотрудники русского консульства не могли - просто не на чем было, не так уж часто туда русские корабли заплывали, да и кто бы им разрешил самовольно покинуть Японию. 12 июля 1869 года Николай писал докладную записке директору Азиатского департамента МИД России Стремоухову точно не из Хакодате (а откуда, неизвестно), и приводил там цитаты из своего дневника. Известно, что в Санкт-Петербург он добирался через Сибирь, и приехал туда только в феврале 1870 года. Сохранившиеся дневники начинаются с 1 марта 1970 года...

URL
2014-11-23 в 11:52 

-Fushigi-
И еще одно небольшое дополнение.
о.Николай писал: "В 1859–й год я вступал в Академию, в 1869–й — в Хакодате, — и скверно было!..."
На русском кладбище в Хакодате есть памятник с большим бетонным надгробием, на котором выбито: «Под сим камнем погребено тело врача Российского Императорского консульства в Японии Владимира Вестли, умершего 1 янв. 1869 г. 29 лет от роду». С обратной стороны надпись: «Памятник сооружен усердием супруги покойного и сослуживцами его».
Никаких подробностей про этого Вестли я не нашла, но в статье одного из русских, побывавших в Хакодате в 1870 году, говорится: "медик состоял при консульстве еще и в 1868 году, но после несчастной катастрофы с г. Лесли и доктора нет в Хакодате".
Думаю, этот Лесли и есть Вестли, и что-то с ним там такое произошло под Новый год. (чувствую себя детективом)

URL
2014-11-23 в 11:53 

Glaubchen
Мы не ищем легких путей. Нам лень...
-Fushigi-, спасибо за труд!
Очень-очень интересно :white::white::white:

2014-11-23 в 11:57 

Grissel
реально детектив...

2014-11-23 в 12:45 

Lilas777
Вах! Сколько всего! :crzfan:

"А Такенака собирался со мной в Россию — бежать от грозы, совсем уже налегшей на них, — и только недостаток средств остановил его".
Вот Тосидзо Хаятыч, оседлавши купца, недостатком средств не постеснялся бы... :tease4:

2014-11-23 в 13:32 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Никаких подробностей про этого Вестли я не нашла, но в статье одного из русских, побывавших в Хакодате в 1870 году, говорится: "медик состоял при консульстве еще и в 1868 году, но после несчастной катастрофы с г. Лесли и доктора нет в Хакодате".
Скорее всего, да - Лесли/Весли/Вестли/Веслей очень частая путаница в старорусском
а доктора с шансами убили((

2014-11-23 в 14:58 

Cпасибо большое!

С уважением,
Антрекот

2014-11-23 в 22:20 

-Fushigi-
Это еще не всё, будет ещё продолжение про русских в Хакодате и про сам город. Дыра-дырой, "худший из японских городов", но что-то он мне полюбился :)

Вот Тосидзо Хаятыч, оседлавши купца, недостатком средств не постеснялся бы...
Он купцовые средства берёг! А свои, все что были, отослал домой с Тэцу )

а доктора с шансами убили((
Если бы гайдзина убили в Японии, дело получило бы широкую огласку. А так тишь да гладь...

URL
2014-11-23 в 23:55 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Если бы гайдзина убили в Японии, дело получило бы широкую огласку. А так тишь да гладь...
Не уверен. Учитывая, что еще в 80-х в Токио пускали только под усиленным конвоем, и всё равно нападения были, да и будущий патриарх Сергий очень спокойно писал о милом обычае старины - напасть со спины на иностранца и прирезать.
Просто словом "катастрофа" в тогдашних письмах-воспоминаниях обычно даже не несчастный случай называли, а... ну вот если ранили случайно на охоте, или типа того)

2014-11-24 в 20:27 

-Fushigi-
Кин Ри, так то в Токио. А про Хакодате все как один пишут "очень, очень безопасный город" )) Не считая пожаров и военного времени. Хотя январь 1869 - как раз-таки военное время...
Но я не думаю, что в случае убийства русские продолжали бы с симпатией относиться к японцам вообще и правительству Эномото в частности. А там очень явная симпатия :)

URL
2014-11-24 в 20:37 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
-Fushigi-, так это ж 1869 год, с правительством Эномото уже всё плохо)
А как раз к сторонникам императорской власти отношение ну ОЧЕНЬ сдержанное - даже спустя десять лет чувствуется напряжение

2014-11-24 в 20:55 

-Fushigi-
Кин Ри, неа, 1 января 1869го всё пока ещё хорошо :) Пару недель назад как раз выборы состоялись.
А насчет отношения... "Япония с точки зрения православной миссии" о.Николая говорит сама за себя )

URL
2014-11-24 в 21:26 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
-Fushigi-, что не мешает называть японцев дикарями)
На самом деле еще то смущает, что или все рассказчики преувеличивают, или нападения на русских таки были - именно до Мэйдзи

2014-11-24 в 21:40 

-Fushigi-
Кин Ри, дык язычники же!
А про нападения мне ничего не попадалось. Но у меня нет статей из "Морского сборника" за 1865-1868 годы, может там что-то и было...

URL
2014-11-24 в 21:47 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
-Fushigi-, просто вот читаю я все те же письма будущего патриарха Сергия поры его японской работы.
У него одна из центральных тем - отношение японцев к убийству, оно его неприятно шокирует, ужасает, он снова и снова возвращается к этому вопросу.
В частности, со ссылкой именно на русских, живших и работавших в Японии (в т.ч. в Хакодатэ) он рассказывает про специфику нападений японских террористов-националистов: что нападали они как правило со спины, и именно это (ловкость, с которой подкрадывались незаметно) ставили себе в заслугу. Ну и так далее.
Часть там - со слов собственно японцев, но часть - по впечатлениям русских.
Да и св. Николай поминает, мол, на его жизнь покушались раз пять)

2014-11-24 в 22:09 

-Fushigi-
Кин Ри, патриарх Сергий - это ж какие годы! Конец 80х уже. И Хакодате - совсем не та деревня, про которую я всё никак не напишу.

Так и на Николая покушались скорее всего уже в Токио ) Что особенно в период русско-японской войны вовсе неудивительно.

URL
2014-11-24 в 22:23 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
-Fushigi-, так он пишет не про 80-е в данном случае, а про Бкмц)))
Так и на Николая покушались скорее всего уже в Токио ) Что особенно в период русско-японской войны вовсе неудивительно.
Не.
Самое смешное - в войну его не трогали: видимо, уже был совсем железный авторитет. Покушались на Хоккайдо, по крайней мере дважды, и потом уже в 70-80е)

2014-11-24 в 22:37 

-Fushigi-
Кин Ри, хм. Попробую поискать потом об этом поподробнее ) 70-80е меня мало интересуют, а вот конец 60х... Но по нему меньше всего сведений ><

URL
2014-11-24 в 22:43 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
-Fushigi-, я так подозреваю, одно из таких покушений стало основой для истории про Савабэ))
В плане, в оригинале там был просто вопрос св. Николая - мол, «За что ты меня так ненавидишь, что убить хочешь?». А потом дорисовали уже и прямое покушение)

2014-11-25 в 17:29 

-Fushigi-
Нашла еще кучу дополнений :) Во-первых, прямая цитата из воспоминаний о.Николая про Павла Савабэ:

«Он был дворянин и весьма славился в искусстве фехтования. Вследствие этого наш консул приглашал по временам его к себе для обучения в этом искусстве русских. Здесь-то я впервые увидел о. Павла и затем продолжал встречаться с ним довольно часто. Но при каждой такой встрече меня постоянно поражало какое-то сердитое, почти озлобленное выражение его лица. Раз как-то зашел в мою комнату и с таким же точно выражением, исполненным негодования, начал злословить христианскую веру. Я тогда спросил его, знает ли он ту веру, которую так поносит. Ответ был отрицательный. Тогда я заметил, что было бы более справедливо предварительно познакомиться с учением этой веры и тогда уже произносить такой или иной приговор, и тут же предложил выслушать изложение этого учения. Мое предложение было принято охотно. И что же? Какова была моя радость, когда я стал замечать, что мой слушатель с напряженным вниманием стал прислушиваться к изложению нового неведомого ему учения, и его дотоле горделивая мысль стала смиренно склоняться пред его поражающей истиной! Видно, сам Бог направил его мысли на истинный путь. Это был первый и самый главный шаг по пути обращения о. Павла в христианскую веру; остальное получилось само собою».

URL
2014-11-25 в 17:43 

-Fushigi-
Во-вторых, про убийства иностранцев. У Венюкова в книге "Очерки Японии" 1869 года издания есть об этом целая глава.
Переписывать лень, поэтому привожу в оригинале: static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/8215121...
Дальше там у него идет перечень всех громких убийств, включая Хеускена, Ричардсона и т.п., но русские больше не упоминаются.
Здесь тоже упомянуты те двое убитых русских, и заодно перечислены воинские захоронения на русском кладбище в Хакодате. Их довольно много, НО: до 1865 года в Хакодате действовал русский госпиталь на 80 мест, куда привозили безнадежных больных и из Йокогамы, и из Накасаки. Причем основной болезнью был сифилис. После закрытия госпиталя, когда всех пациентов перевели в Нагасаки, количество смертей русских в Хакодате значительно сократилось.

URL
2014-11-25 в 18:01 

-Fushigi-
Ну и в третьих о причинах хорошего отношения сотрудников русского консульства к правительству республики Эдзо.
Дело в том, что после отречения сёгуна резко увеличились случаи нападения на иностранцев и усилились гонения христиан (причем законодательно). Поэтому иностранцы, и русские в том числе, после передачи власти в руки императора оказались в очень шатком положении. Эномото же, несколько лет проживший в Голландии и прогрессивно настроенный, с иностранцами явно хотел дружить ) Более того, ждал поддержки от Франции, Голландии и может быть даже России.

Тот же Венюков про нападения на иностранцев в 1868 году: раз, два.
"Стоцбаши" у него это Хитоцубаши, записанный на слух в дополивановскую и дохэпбернскую эпоху )) Он же Токугава Ёсинобу.

Ну и заодно впечатления псаломщика русской церкви в Хакодате В.Сартова от прибытия войск Эномото на Эдзо: static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/8215133...
"Цвет Новой Японии"! Св.Николай о них же писал "5 тысяч отважнейших воинов Японии". Няшечки и мимимишечки :)

URL
2014-11-27 в 22:44 

-Fushigi-
Нашла еще письма о.Николая к Гошкевичу. В том числе о "политических" убийствах:
Хакодате 1865 г. Май 16
Многоуважаемый Осип Антонович!
После Вашего отъезда, у нас были следующие казусы.
Вечером того же дня, когда Вы ушли, несколько матросов с китобоя, забравшись в яп. лавку, в глазах хозяина унесли ящик с деньгами; хозяин за ними, да закричал. Собралось множество японцев и до 30 других китобоев,- драка была на славу, даже с пальбой; раненых с той и другой стороны было несколько человек, да убито наповал один китобой: пожарным крючком ему дано в голову 7 раз, из которых после первой он верно, уже был мёртв. Тут-то пошла потеха! Ганс горячился, как никогда; <нрзб> представлял это дело политическим (должно быть, уже рассчитывал, что ему предстоит нагреть руки, когда будут брать с яп. правительства контрибуцию ); бедного Хираямку чуть не за волосы таскали же к телу – смотрели, каковы раны. В первый день решили, чтоб не брать тело из конторы, пока не найдут убийцу; при этом Ганс требовал, чтоб убийцу тотчас казнили, на месте смерти матроса; и чтобы побудить японцев ещё более к отыскам убийцы, Ганс просил с Богатыря десанта, чтобы арестовать всю часть города – почти от конторы до крепости, пресечь торговлю в этой части, не допуская входа и выхода… каково?! Когда Вы уезжали из Хакодате, здешние иностранцы в недоумении вопрошали друг друга: Что же Ганс будет делать без Mr-a Goshkavitch-a? Как видите, Ганс не замедлил фактически ответить им, что «он будет делать глупости!».
)))

URL
2014-11-27 в 22:57 

-Fushigi-
1865, Сент. 11
В Японии готовится голод; рис – 9 бу мешок; <нрзб> – причина неурожая риса. Вчера в Хакодате отданы приказы, чтоб с этого времени ели не кашу, а похлёбку рисовую.
Тайкун с 120 т. армией пошёл на Цёосиу, но остановился в Оосака и неизвестно, что будет. В Ооми его чуть не убили заговорщики.


2 Мая 1866 Хакодате
Политич. дела в Японии: Хтоцубаси с конца прошлого года – опекуном Тайкуна, и оба они еще в Оосака с войском; Цёосиу помирился: у него отбирают 10 ман коку за стрелянье по иностранным судам и за приготовление к войне с Тайкуном; Са(си?), Цёосиу и старший сын его – инке, а князем – младший сын его; нападение на Микадо они свалили на 2 первых кераев, поэтому их домы цубусарета. О мире Тайк. и Цёос. особенно старались князья на Киу-Сиу, наверно, потому что Сацума замыслил овладеть всем Киу-Сиу и ждал только, когда князья за(вершат?) войну; теперь эти замыслы обнаружены и поэтому-то Тайкун еще не возвращается с войском в Едо.
Вы, верно, знаете, что в Кусунае была драка между Японцами и нашими? По письму (?) губернатора, наших 6 ранено, японцев 2, <нрзб> японцев 8<нрзб>. Причины неизвестны: по японск. известиям, наши били их без причины.


30 Сент. 1866 Хакодате
Из политических новостей в Японии самая важная та, что Тайкун и Цёосиу уже таскают друг друга за волосы, чья возьмет – неизвестно. Тайкун, впрочем, помер, говорят, и голландского доктора, будто бы, возили к нему из Нагасаки, не помогло. Дорговизна – страшная, теперь рис в Хакодате 16 бу мешок.

URL
2014-11-27 в 23:02 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Цёосиу и старший сын его – инке, а князем – младший сын его
инке - это инкё имеется в виду? В монастырь отправили?

2014-11-27 в 23:30 

-Fushigi-
инкё - не обязательно в монастырь, просто удаление от дел. А "цубусарета" - сокрушены, раздавлены. Кераи вот только не знаю кто )

URL
2014-11-28 в 00:42 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
-Fushigi-, вообще кэраи - паж, вассал и просто домашняя прислуга мужского рода.
Ну пардон, я про инкё только по нынешнему базовому фандому соображаю)

2014-11-28 в 09:43 

Grissel
драка была на славу, даже с пальбой; раненых с той и другой стороны было несколько человек, да убито наповал один китобой: пожарным крючком ему дано в голову 7 раз, из которых после первой он верно, уже был мёртв. Тут-то пошла потеха! О. Николай прекрасен. Если он и проповеди читал в таком стиле, не удивляюсь, что они имели успех.

2014-11-28 в 09:48 

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
О. Николай прекрасен. Если он и проповеди читал в таком стиле, не удивляюсь, что они имели успех.
Примерно в таком и читал, судя по дневникам и сохранившимся высказываниях)) вообще человек был с юмором, да

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Нюньский домик

главная