Чтобы сразу было понятно, кто это, загляните сюда. Это тот самый художник, который рисовал портреты Шинсенгуми, в том числе Кондо, Хиджикату, Сайто... Ну и что, что непохоже, зато он знал их лично! И сам принимал весьма активное участие в деятельности Шинсена.
Вот его фото. Внимание на рукава - там виднеется нечто похожее на белые (или нестиранно-грязно-серые) треугольнички. Исследователи эпохи Бакумацу склоняются к выводу, что это и есть ТА САМАЯ форма
Подробности про Накаджиму Нобори (начало, продолжение следует)Накаджима Нобори родился 2 февраля 1838 года в провинции Мусаси (Бусю), уезде Тама, деревне Одано (ныне город Хатиодзи). Он был старшим сыном в крестьянской семье. Его отец, Накаджима Матакичи, являлся членом отряда Хатиодзи Сэннин Доусин (буквально – тысяча стражников Хатиодзи).
Этот отряд был основан еще в 1600 году в связи с приездом в Эдо сёгуна Токугавы Иэясу. Сёгунам вечно не хватало своей охраны, и они набирали дополнительную. Первоначально отряд сформировали из пожилых самураев и зажиточных крестьян провинции Мусаси, да так и решили оставить его «на всякий пожарный», чтобы потом заново не набирать. Заодно вменили отряду в обязанность охранять общественное спокойствие и поддерживать безопасность в регионе. Члены Сэннин Доусин получали от сёгуната регулярное жалование, хотя в мирное время занимались сельским хозяйством, платили земельный налог и в переписях населения значилились крестьянами. Численность отряда постоянно должна была составлять 1000 человек, поэтому этот пост передавался по наследству от отца к старшему сыну. В Сэннин Доусин состояло много народу из уезда Тама, поэтому в этой округе среди крестьян были так распространены боевые искусства
В 1856 году, в возрасте 18 лет, Накаджима Нобори поступил в додзё Ямамото Манджиро (ученика Кондо Шюскэ) и стал изучать стиль Тэннэн Ришин рю. В 1857 году женился на девушке по имени Масу, из той же деревни. У них родился сын.
Затем, на смену своему отцу, Накаджима был принят в Хатиодзи Сэннин Доусин, но поссорился с одним из членов этого отряда и нечаянно его зарубил. (Сайто №2 ))) В результате он вынужден был бежать из отряда и некоторое время скрывался у своей родни – в доме Иноуэ Мацугоро (старшего брата Иноуэ Гендзабуро и по совместительству распорядителя (世話人 - не знаю, как эту должность еще назвать) отряда Сэннин Доусин. Видимо, поэтому Накаджиме все сошло с рук).
В 1864 году Нобори собирался вступить в Шинсенгуми, но его жена была резко против, да и командиры не то чтобы очень за. Старших сыновей, то есть наследников рода, к тому же женатых и с детьми, в Новое ополчение практически не брали. Однако Кондо негласно поручил Накаджиме быть их информатором, и докладывать обо всем, что происходит в Эдо и окрестностях.
В 1867 году Накаджима развелся с женой, и только после этого был официально зачислен в Шинсенгуми. Там он по-прежнему выполнял шпионскую работу, служил в разведке, прошел всю войну Босин. При этом он, как и многие другие в то время, вел дневник, ныне известный как «Записки Накаджимы Нобори» (中島登覚書 ) В этих записках буквально по дням кратко описаны события 1868-1869 годов, благодаря чему стали известны следующие эпизоды:
В начале апреля 1868 г. Кондо Исами под именем Окубо Ямато заключили под стражу в Нагарэяме и повезли на допрос в штаб имперских войск в Итабаси. По пути Шинсенгуми пытались спасти своего командира. Накаджима Нобори переоделся плотником – на нем был рабочий фартук с большим карманом, в котором лежали всякие колюще-режущие столярные инструменты. Он надеялся как-нибудь незаметно передать Кондо долото или стамеску (стамеска – новое оружие самурая!) Однако эскорт Окубо Ямато был очень бдительным, к подозреваемому никого не подпускал, и этот план не удался.
Вскоре после этого, 11 апреля 1868 г., замок Эдо был сдан без боя новому правительству, а остатки Шинсенгуми во главе с Хиджикатой объединились с остатками войска бакуфу под предводительством Отори Кейске. 12 апреля Хиджиката повел эти объединенные войска на север, на штурм замка Уцуномия, по дороге договорившись с кланом Симодатэ о поставках продовольствия для своей армии. 19 апреля войска подошли к замку и взяли его в тот же день. В разгар битвы Хиджиката зарубил одного из своих же солдат, который попытался сбежать. Накаджима писал, что на его месте мог быть кто угодно. Хиджиката закричал: «Вперед, в атаку!», солдаты бросились в наступление, и вскоре замок был взят.
Но удержать его не удалось. В последующие дни за Уцуномию продолжились бои. В одном из них, 23 апреля, Хиджиката был ранен пулей в ногу, после чего доставлен в Имаичи (километров 25-30 к северо-западу от Уцуномии). Сопровождали раненого командира шесть человек: Шимада Кай, Накаджима Нобори, Ая Ичиро, Сава Чускэ, Хатакэяма Дзиро, Мацудзава Отодзо.
Заодно немножко про них. Шимада и так довольно известный, Сава Чускэ – это конюх, про которого я писала тут.
Мацудзава Отодзо – вступил в Шинсенгуми в июне 1867 года. Участвовал в битвах при Тоба-Фушими, Уцуномии, в Айдзу. Последовал за Хиджикатой в Эдзо. 1 мая 1869 года по пути из храма Сёмёдзи в военный лагерь пропал без вести.
Хатакэяма Дзиро – тоже вступил в Шинсенгуми в июне 1867 года, сражался в тех же битвах, только в Эдзо не поехал, а остался в Сэндае и сдался правительственным войскам.
Ая Ичиро – родился в 1838 году в Осаке. В Шинсенгуми был знаменосцем. Когда он вступил в отряд, я не очень поняла, но вроде чуть ли не перед Нагарэямой. Погиб в битве при перевале Бонари 21 августа 1868 года.
С кем Хиджиката дружил в Шиэйкане, а также где он был и что делал за день до казни КондоА теперь я наконец расскажу про еще одного Хиджикату, который имеет непосредственное отношение ко всей этой истории
Вообще всяких Хиджикат в окрестностях Хино было как рыбы в Тамагаве – завались. Они жили в деревнях Ишида, Араи, Мидзава, Такахата, Фучу и других. Причем не факт, что родственники. Один из таких не-родственников, но хороших друзей Тошизо, был Хиджиката Ютаро.
Родился он в 1841 году в деревне Араи, что на южном берегу Асагавы, аккурат напротив Ишиды. И был этот Ютаро, как и Накаджима Нобори, старшим сыном одного из членов отряда Хатиодзи Сэннин Доусин. То есть рано или поздно ему предстояло сменить своего отца на этой воинской должности. Поэтому 9 марта 1859 года, в возрасте 18 лет, он пришел записаться в додзё Тэннэн Ришин рю. Но не один пришел, а еще с четырьмя Хиджикатами.
Так их и записали: Хиджикаты Ютаро и Исокичи из деревни Араи, и Хиджикаты Тошизо, Намизо и Тэйсаку из деревни Ишида.
При этом отмечают, что Тошизо был особенно дружен с Ютаро, был его партнером по спаррингу и водил его к себе домой биться на шинаях во дворе. Разница в возрасте у них была 6 лет в пользу Тоши, так что неизвестно с какого возраста они дружили, но видимо знали друг друга давно, потому что их деревни были совсем рядом (речка между ними не в счет).
Причем Тошизо изучал стиль Тэннэн Ришин рю, а также многие другие, задолго до этого – лет с 17-18, когда начал бродить по округе и продавать свое лекарство, а заодно брать уроки в попадавшихся по пути додзё. Но официально записаться в ученики решил видимо за компанию ))
В сентябре 1862 года им выдали
Отряд Хатиодзи Сэннин Доусин для защиты призвали первым делом - для того его, собственно, и держали. Не входившие в «1000 стражников» их товарищи по кэндзюцу решили не отставать, и вступили в Рошигуми
В дневнике Иноуэ Мацугоро есть запись, что в 1863 году, во время приезда сёгуна в столицу, они встречались там, в Киото, вчетвером – Иноуэ Мацугоро и Гендзабуро, и Хиджикаты Ютаро и Тошизо.
А затем их пути разминулись. После отъезда сёгуна члены Хатиодзи Сэннин Доусин вернулись по своим деревням, а 13 будущих Шинсенгуми остались в Киото со всеми вытекающими.
Однако Тошизо и Ютаро суждено было встретиться еще раз, и состоялась эта встреча 24 апреля 1868 года в Имачи, куда демонического замкома привезли сразу после ранения в битве за Уцуномию.
К тому времени отряд Сэннин Доусин тоже призвали сражаться за бакуфу, и находился он всего в паре километров от Имачи – в городке Никко. 24 апреля Хиджиката Тошизо поручил Накаджиме Нобори найти и привести к нему оттуда Хиджикату Ютаро. Накаджима нашел, привел и записал у себя в дневнике некоторые подробности этой встречи.
Тошизо рассказывал другу о битве при Уцуномии, и о том, что своими руками зарубил дезертира. «Тот солдат на самом деле заслуживает сострадания. Поставь ему здесь, в Никко, надгробный камень», - сказал он со слезами на глазах, и дал Ютаро денег на выполнение этого поручения. Кроме того, он просил передать своим родным, что больше домой не вернется.
Для Хиджикаты это, наверное, был день прощания с прошлым. Ютаро – последний человек из Шиэйкана, с кем он виделся. Последний, кто мог назвать его просто «Тоши», и с кем можно было искренне поделиться тем, что наболело, накопилось. Это потом бывший заместитель командующего Шинсенгуми снова мог вести войска в бой, рубить врагов и дезертиров, командовать двухтысячной армией и одерживать победы. А пока – раненый, побежденный, лишившийся лучшего друга и чуть ли не всего отряда, он решил для себя, что назад возврата нет.
Во второй половине того же дня Хиджиката Тошизо вместе с шестью сопровождающими продолжил путь на север, в Айдзу. А на следующий день в Эдо казнили Кондо Исами…
Ютаро все исполнил, как было велено. Вернувшись на родину, он рассказал обо всем Сато Хикогоро, так что в книге потомков Сато этот эпизод тоже обозначен. Всего через пару лет, в декабре 1870го, Хиджиката Ютаро умер от болезни. Похоронен он в Хино, в храме Сэкидэн-дзи, где-то рядом с могилой Хиджикаты Тошизо. Если кто будет в тех краях, можете его навестить. Его каймё 理順道證聖謨居士.