В 1868 году, когда у Шинсенгуми в целом все было «плохо, плохо, очень-очень плохо» и кругом сплошная война, у Хиджикаты было целых три месяца относительно мирного времени Об этом периоде обычно история умалчивает, или упоминает вскользь, потому что лечение г-на замкома в санатории к делу революции Мэйдзи не относится, да и из его героической биографии несколько выпадает. Но мне стало интересно, и в результате я раскопала некоторые подробности и фотки.
23 апреля Хиджиката Тошизо во время оборонительных боев за замок Уцуномия был ранен пулей в правую ногу, после чего некоторое время не мог ходить. С поля боя Шимада Кай вынес его на спине. Хиджиката принял решение далее двигаться в Айдзу, где в то время находился Мацудайра Катамори, и где Шинсенгуми намеревались продолжить бои с армией нового правительства. О пути в Айдзу я немножко уже писала
здесь.
29 апреля Хиджикату доставили в окрестности г.Айдзу-Вакамацу – городок под названием Нанукамати (сейчас это один из районов Айдзу-Вакамацу, в непосредственной близости от
замка Цуруга). Поселился он там в гостинице Шимидзу-я, где за 16 лет до него останавливался Ёсида Сёин. В эту гостиницу к Хиджикате приходил Сайто с остатками Шинсенгуми, и еще много кто приходил. Там он оставался на лечении, в то время как вдали по всей округе шли бои. Сейчас на этом знаменательном месте находится отделение Большого Восточного банка - страшненькое здание вот с такой "доской почета":
Далее подробности
Как Хиджиката подушками кидалсяМужики вообще болеть не любят, а тем более демонический замком, который теперь был прикован к постели. Поэтому пребывал он там далеко не в лучшем расположении духа, о чем свидетельствуют воспоминания некоего Мотидзуки Мицузо, который в то время жил в той же гостинице.
Этот Мотидзуки, он же Томиока, был бакусином (вассалом сёгуна), и служил в должности главного наместника префектуры Канагава. Поэтому когда пошатнулся сёгунат, пошатнулась и его должность, что его, понятное дело, не устраивало. Надежды Мотидзуки на восстановление сёгуната Токугава обратились к клану Айдзу, ради чего он еще с тремя единомышленниками в апреле 1868го приехал в Айдзу-Вакамацу.
Судя по всему, он уже был до этого знаком с Хиджикатой, так что узнав, что они в некотором роде теперь соседи, зашел его проведать.
Тошизо встретил его не слезая с постели, и вообще вел себя, по мнению Мотидзуки, «высокомерно и заносчиво». В частности, он предложил: «Давай, вступай ко мне в отряд. Будешь сражаться вместе с нами». Мотидзуки развел руками: мол, не могу-с, я же лицо гражданское. А Хиджиката ему: «Тогда на кой ты припёрся в такую даль? Трус ты, вот ты кто». Возмущенный чиновник такого стерпеть не мог и в ответ не без ехидства напомнил: «А вот тут некоторые, не будем показывать пальцем, брали замок Уцуномия, а потом его прое… сдали обратно. А снова его захватить вам слабо, так что нечего меня трусом обзывать. Сам такой!» (По самому больному его, эх! Хотя Хиджиката сам виноват, он первый начал.)
На это Тошизо гневно заявил: «Заткнись и не мешай мне выздоравливать. Слышать больше ничего не желаю. Проваливай!» - и в сердцах запулил в Мотидзуки подушкой.
Всё это сам Мотидзуки впоследствии описал в своей книге воспоминаний. Причем писал он возвышенным литературным языком (бунго), но даже по нему видно, что беседа была отнюдь не светская )) И на «ты», совершенно определенно. А два пересказа на современный я нашла примерно в таком духе, что выше изложила )))
Было это на самом деле или нет, никто не знает. Возможно, у этого чиновника излишне бурная фантазия, но он как раз и есть тот Томиока Мицузо, который высказывался, что «Высокомерие Тошизо и его презрительное отношение людям лично мне было крайне неприятно» (я тут переводила). По-моему они взаимно друг друга не переваривали
Насчет «высокомерия» может тут дело усугубляется еще и тем, что Хиджиката с раненой ногой не мог сидеть в официальной позе, и гостей встречал лежа или сидя как попало, например вытянув ногу к собеседнику, что считалось жутким неуважением ))Хиджиката на курортеКстати, о ране. Почти все источники указывают на то, что Хиджиката был ранен в ногу. Некоторые уточняют – в правую. И кое-где пишут «в палец ноги». Нет, я конечно представляю, что в бою можно как-нибудь изощриться так, чтобы пуля попала в палец на ноге, но с трудом верится, что это могло вывести Хиджикату из строя на три месяца… Еще в одном месте нашла «в подъём ноги».
И совсем уже редко, но встречается – «в правую руку».
В общем, куда бы он ни был ранен, лечил его личный доктор Мацудайры Катамори - Маджима Дзуйэн, а также друг этого доктора, хирург по фамилии вроде бы Фурукава. Видимо, лечили хорошо, так что Хиджиката даже подарил этому Маджиме французский бинокль (вот такие прикольные штуки у него были!), который теперь выставлен в историческом музее Бьяккотай в Айдзу-Вакамацу.
Эти самые врачи и отправили Хиджикату в местный "санаторий" по путевке от клана Айдзу То есть на горячие источники в долине реки Югава, которые сейчас называются "Хигасияма спа", а в эпоху Бакумацу - "Тэннэй-дзи но ю" или "Тэннэй онсэн" (горячие источники храма Тэннэй).
Они находятся буквально в 10 минутах езды от центра Айдзу-Вакамацу и известны с древнейших времен (около 1300 лет). Впервые их обнаружил в 729 году местный буддийский монах, увидев пар, идущий от этих источников. Их воды оказались целебными, и помогали при желудочно-кишечных и кожных заболеваниях, ревматизме, невралгии, а также от ожогов и порезов, и всяческих ран (интересно, а трава "Бычий лоб" там росла?)
И теперь множество тамошних гостиниц пишут на своих сайтах: "Приезжайте, здесь был Хиджиката!"
Вот наглядные подтверждения, что он там был (указатель возвещает: "Горячие источники Хигасияма. Купальня, в которой Хиджиката Тошизо лечил боевое ранение").
А вот и та самая купальня:
Называется "обезьяний источник", потому что когда-то давным давно там любили сидеть дикие обезьяны ))
Температуры воды 38 градусов. Хиджиката любил ванну погорячее, но и в этой в лечебных целях наверное неплохо было посидеть и ноги помыть
Сейчас посетителей туда не пускают, только сверху посмотреть можно.
В то время она, возможно, выглядела как-нибудь вот так (это действующий, доступный горячий источник):
Микроскопические фотки "обезьяньего источника" с сайтов гостиниц, просто чтобы было видно, что там совсем рядом речка:
Говорят, Хиджиката купался в этой речке. Лето было, жарко, а в ней вода попрохладней Это сейчас она маленькая, а раньше была вот такая (фото 1935 года):
И вообще места там красивые:
Сейчас это префектура Фукушима. Которая с реактором и всеми вытекающими последствиями (((
А тогда, несмотря на всю эту красоту, тоже времена были неспокойные - кругом шли бои, сюда свозили раненых. Вот старая гравюра - то ли повозки-рикши, то ли пушки там стоят:
Кстати, Хиджиката добирался до этих источников точно не на своих двоих, а туда-сюда особо много не наездишься, поэтому вероятнее всего на время лечения он переехал туда жить, но доподлинно это неизвестно. Вполне возможно, что и из города ездил, верхом или в паланкине. Там недалеко:
Как раз по дороге от гостиницы Шимидзу-я к горячим источникам находится храм Тэннэй-дзи, в честь которого они были названы. Наверное, Хиджиката ходил туда молиться о скорейшем выздоровлении, и место ему приглянулось. Именно там был установлен первый надгробный памятник Кондо Исами, как говорят, под непосредственным руководством Хиджикаты Тошизо.
О казни Кондо он узнал во время своего пребывания в Айдзу. Неизвестно точно, что и как, но на тамошних указателях и табличках пишут, что кто-то из самураев Айдзу (или может даже Сайто) съездил в Киото и привез оттуда голову Кондо, которая выставлялась там на всеобщее обозрение. И на горе неподалеку от храма Тэннэй-дзи ее и похоронили. По другим сведениям, там покоится не голова, а волосы Кондо Исами (кстати, тоже одна из традиций. И не случайно Хиджиката с Хоккайдо передал с Ичимурой Тэцуноске прядь своих волос - это чтобы хоть какая-то часть его была похоронена на родине).
В любом случае, замком позаботился о достойном надгробии для друга и командира. Опять же точно неизвестно, но считается, что посмертное имя Кондо, «Кантэн-индэн-дзюнтю:-сэйги-дайко:дзи» (яп. 貫天院殿純忠誠義大居士 Пронзающий Небо, Верноподданный Воин Большого Благочестия?) придумал лично Мацудайра Катамори.
Позже рядом с памятником Кондо установили и памятник Хиджикате:
Вот так в этих красивых местах Хиджиката Тошизо провел лето 1868го. Долго он отдыхать там не мог и рвался на линию фронта, тем более что она подступала все ближе. 1 июля, еще не долечившись как следует, он ездил навестить свой отряд, и где-то через месяц вернулся в строй окончательно. А в середине августа уже начались бои в Айдзу-Вакамацу, и мирный город превратился в поле боя...