читать дальше
Дом начинался с большой кухни с земляным полом, которая служили одновременно и прихожей. В ней был еще и задний вход, или выход – к колодцу, на огород и т.д. Возле этого выхода стояла печка – прообраз современной двухкомфорочной плиты. Вот такая:
Или такая:
Кроме нее был еще и очаг. Зачем и то и другое я не знаю, но может двух конфорок не хватало и нужна была третья )) А вообще очаг – это более традиционно.
Опять же у Зайцы можно посмотреть несколько комнат с очагами. Она пишет, что дрова жутко дымили и этот дым, горячий воздух и копоть расходились по всему дому – такая своеобразная система отопления. Но в Ширакаве комната с очагом везде была центральная, а по бокам от нее располагались остальные, а в доме Хиджикаты эта кухня крайняя, к тому же крыша у нее как бы немножко отдельная от остального дома. Думаю, поэтому сильной дымовухи в доме не было – горячий воздух выходил через сквозные двери и эту крышу.
А в комнатах зимой для обогрева скорее всего использовались переносные жаровни, вот такие горшки с углями, на которых можно было и чайник согреть:
В кухне был еще алтарь богу кухонного очага – Коджину. Он также считается защитником земли и лошадей, оберегал от несчастий и приносил удачу. За это его периодически "кормили" едой.
В углу нарисован шкафчик – фактически это мог быть буфет, где хранилась всякая посуда, кухонные принадлежности и всё такое прочее. Такие шкафы есть по всему дому, в общем-то они универсального назначения. Мне удалось найти шкаф из дома Сато Хикогоро (картинка слева), у Хиджикат наверняка было нечто подобное.
Вот только непонятно, что там на плане в центре кухни такое белое квадратное. Подписано было "оогамадо" - большое что-то, но подписано катаканой, а не нормальными иероглифами, а это значит фиг найдешь. Словари такого не знают, гугл-картинки тоже.
Еще одна кухня использовалась не для готовки, а для хранения посуды и продуктов. Тут же их мыли и чистили. Вот опять же Ширакавская фотка:
Кухни от остального жилого дома отделял эдакий предбанничек, откуда был вход в ванную – традиционную о-фуро. Вот так выглядят современные о-фуро, сделанные "под старину":
Сначала мылись тряпочкой, сидя на маленькой скамеечке (вон она в углу стоит) и поливая на себя из ковшика, чтобы смыть грязь, а потом уже залезали отмокать вот в такую бадью:
Примерно в такой Тошизо
Как раз при выходе из ванной стоят опорные черные столбы, которые регулярно побивал Тошизо. Один столб выделен покрупнее – наверное, он и есть тот самый, тренировочный.
С этого места начинается основная жилая часть дома, застеленная татами. Примерный размер татами – метр на два, или чуть меньше. Всего их в этом доме 47, получается около 94 квадратных метров! Очень нехило на семью из 6-12 человек ))
В обычных крестьянских домах местом общих сборищ семьи обычно служила кухня с очагом, а в доме Хиджикат для этих целей была отдельная большая комната. Даже с закутком для столовой. Но скорее всего, общего стола там не стояло – тогда у каждого был свой отдельный столик, который приносили с кухни вместе с едой.
В этой же комнате находился буцудан – традиционный буддийский домашний алтарь. Вот такой примерно:
В Японии буддизм мирно сосуществует с синтоизмом, поэтому в соседней комнате была еще и камидана – полка для молитвенных целей и жертвенных подношений богам-ками.
На черно-белой фотке – подлинная камидана из дома Хиджикаты, а рядом из Вики – покрупнее рассмотреть.
В той же комнатке, где камидана, хранились копья и мечи. Копья традиционно подвешивались к потолку:
Мечи на подставке:
В самурайских домах существовали еще и индивидуальные подставки для двух мечей, которые на ночь ставились в изголовье кровати. Так в музее сейчас хранится катана Хиджикаты. Под ней есть еще место для вакидзаси.
«Катана Хиджикаты» на Яндекс.Фотках
В эпоху Мэйдзи к комнате с копьями и мечами пристроили "аптеку", где опять же делали и продавали "Ишида Санъяку". Во времена прадеда Мэгуми-сан эта аптека считалась личным кабинетом хозяина дома, там хранились деньги и важные документы, и детям запрещалось туда входить.
А раньше с трех сторон дома просто шла обычная традиционная галерея. Вот там, где у меня написано "веранда" в оригинале было "энгава". Я сначала так и хотела написать, но сразу захотелось рядом вместо "ванны" оставить "о-фуро", вместо "ниша" написать "токонома" и т.д. Так что сделала "веранду". А остальная галерея у Мэгуми-сан почему-то так и называется "коридор", не знаю почему. Может, потому что в зимнее время или во время ливней оно закрывалось защитными панелями. Вот тут например на фотке видно с двух сторон эти панели:
По две комнатки с двух сторон гостиной – это спальни. Причем самая крутая была та, которая с нишей и видом на садик. Здесь могли принимать особо важных гостей, и скорее всего это была спальня хозяина дома (то есть Хиджикате там жить не светило).
Ниша в стене – это традиционная "токонома", красный угол. Там обычно вешали какую-нибудь красивую гравюру или свиток с иероглифами, ставили икебану или курильницу для благовоний.
Правильно оборудовать эту нишу – целое искусство. Вот например, как все сложно ))
На северную сторону (с видом на рисовый амбар) выходят комнатки попроще. Одна из них вся утыкана шкафами – наверное, что-то типа кладовки, или основная спальня. Маленькие шкафы, которые написаны наискосок – это не те, что типа буфетов, а встроенные в стену шкафы с полками для хранения футонов, прочих постельных принадлежностей, одежды и т.п. Вот такого типа:
В непосредственной близости от спален очень удобно расположены туалеты. Не знаю, почему их три: обычно в японских домах бывало два, отдельно для большой и малой нужды. Такое разделение пошло еще с давних времен, потому что человеческие отходы жизнедеятельности считались хорошим удобрением и бережно собирались )) Хотя может еще какой-нибудь детский был туалет, или запасной – народу то много.
Туалеты для малой нужды:
Для большой:
А снизу стояла вот такая тележка "для удобрений".
Вот еще одна подлинная фотка Хиджикатиного дома с обратной стороны. Видно двери спальни со шкафами и по-моему как раз эти туалеты, с окошками наверху.
Еще в углу был умывальник, но нормальных старинных умывальников я не нашла,
Апдейт: по уточненной информации, такие миски были заимствованы от европейцев ближе к концу 19 века, а до этого были просто деревянные тазики или каменные вазоны с ковшиком.
Вот такой был дом!