Японские студенты в Нидерландах не только штудировали европейские науки, но и контролировали строительство сёгунского фрегата, которое полным ходом шло на верфи "Корнелис Гипс и сыновья" в г.Дордрехт. В 1864 году была завершена сборка киля, и от сёгуната поступило указание придумать кораблю название. Учида, Сава и Эномото посовещались и решили назвать будущую надежду и опору японского флота в честь родной страны: "Восходящее солнце", только другими иероглифами: 開陽 – "Кайё"
(開 кай – открываться, расширяться, просвещаться; 陽 ё – светлое начало, солнце). На голландский название перевели как "Voor lihter" – "Предвестник света", под этим именем корабль и стал известен среди окрестных жителей.
14 сентября 1865 года состоялся первый торжественный спуск фрегата на воду. Это событие вызвало огромное оживление – поглазеть на него собралась целая толпа.
читать дальшеВ то время "Кайё-мару" был самым большим деревянным судном из всех, когда-либо построенных в Голландии.
Фото 1860х годов и современная реконструкция:
Изначально голландцы рекомендовали сделать ему металлический корпус, но сёгунат предпочел деревянный, так как на его постройку требовалось меньше времени (и денег). Поэтому корпус просто обшили медью.
Трехмачтовый паровой фрегат "Кайё-мару" имел водоизмещение 2632 тонны, длину 72 м, ширину 13 м, и мог развивать скорость до 10 узлов (19 км/ч). Большие параметры этого судна хоть и были в диковинку даже для такой морской страны, как Голландия, зато были схожи с параметрами американских "черных кораблей", в свое время так потрясших Японию. Примерно такими же характеристиками обладали "Миссисипи" и "Саскуэханна" из эскадры Пэрри.
Но если на военных судах подобного типа в то время обычно устанавливали 10-15 пушек, то на "Кайё-мару" их планировалось аж 26. Однако, пока корабль оборудовали необходимым снаряжением, в Европе разразилась Австро-прусская война, и японские студенты отправились в Германию в качестве военных наблюдателей. Став свидетелями реальных морских боев, Эномото и компания очень впечатлились мощью нарезных пушек и дозаказали их еще 12 штук вдобавок к гладкоствольным. В итоге по разным источникам число пушек на "Кайё-мару" колеблется от 35 до 44, но в любом случае их было в разы больше, чем на других кораблях тогдашнего японского флота.
Вот такие были пушки:
25 октября 1866 года, после проведения различных проверок, фрегат отчалил к берегам Японии.
Командовал им капитан Дино, голландский морской офицер. Экипаж полностью состоял из голландцев, но на борту еще находились 9 японских студентов, возвращавшихся на Родину, в том числе Эномото и Сава. (Ниси и Цуда уехали раньше, а два врача и Акамацу Нориёши остались доучиваться в Европе). В Нидерландах они провели более трех лет и досконально изучили западные технологии военно-морского дела, международное право, голландский и английский языки и прочие полезные науки, которые жаждали применить на деле. Например, Сава на обратном пути читал и пытался переводить книгу Диккенса "Повесть о двух городах", которая была у него в двух вариантах – на английском и на голландском, а Эномото прикидывал, как бы устроить телеграфную связь между Эдо и Йокогамой.
Тем временем "Кайё-мару" благополучно пересек Атлантический океан и через 52 дня после отправления прибыл в Рио-де-Жанейро. Пополнив запасы, он продолжил путь, сделал остановку на острове Амбон в Индонезии, после чего взял курс на Йокогаму, куда прибыл утром 26 марта 1867 года. В порту его встречал Кацу Кайсю, который занимал тогда пост "гункан-бугё" (что-то вроде начальника военно-морского департамента).
Еще некоторое время длились формальности, связанные с оплатой и передачей судна сёгунскому правительству, и 20 мая 1867 г. "Кайо-мару" наконец официально пополнил ряды японского флота. Кацу назначил Эномото капитаном корабля, а Саву – его старшим помощником, и велел им нанять и подготовить экипаж, этак 350-500 человек. Эномото ввел на корабле военно-морскую форму, по образу и подобию голландского флота – в зависимости от рангов, и снабдил ею всю команду.
К концу 1867 года флот сёгуната был самым большим в Восточной Азии. Помимо флагмана "Кайё-мару" он состоял еще из восьми военных парусников с паровыми двигателями, и примерно такого же количества транспортных судов.
Надо сказать, что отдельные кланы тоже закупали или строили себе корабли. Но для сравнения: в марте 1868 года в заливе Осака состоялся первый морской парад, в котором участвовали "объединенные морские силы" шести кланов (Сага, Тёсю, Сацума, Куруме, Кумамото и Хиросима). Суммарный тоннаж этой флотилии составил 2252 тонны. Это меньше, чем вес одного "Кайё-мару" ))
Вот с таким морским раскладом Япония подошла к отречению сёгуна, реставрации власти императора и войне Босин. Но это уже другая история В следующий раз расскажу, как сёгун угнал у Эномото корабль! А потом Эномото у него – целую эскадру.
А пока вот тут можно полюбоваться на красивые фотки "Кайё-мару". А здесь его музей.