Согласно теории шести рукопожатий, любые два человека на Земле разделены в среднем пятью уровнями общих знакомых. Хакодате город маленький, поэтому там хватает и двух-трёх

Казалось бы, какое отношение имеет к Хиджикате Иосиф Антонович Гошкевич, первый русский консул в Японии, который в 1865 году уже уехал обратно в Россию? А оказывается, самое прямое. Гошкевич очень много сделал для налаживания русско-японских отношений, но главное, за что ему должны быть благодарны любители Хиджикаты, так это за то, что он привез в Хакодате первый фотоаппарат. Гошкевич и доктор Зеленский (или Залесский), сменивший в русском консульстве доктора Альбрехта, были неплохими фотографами и обучили этому искусству нескольких японцев. Их ученики Кидзу Кокичи и Тамото Кендзо вскоре открыли в Хакодате два самых первых фотоателье.
Причем Тамото Кендзо с русским доктором свел несчастный случай. Тамото родился в префектуре Миэ, неподалеку от Киото, затем изучал медицину в Нагасаки, после чего переехал в Хакодате. Непривычный к северным морозам (зато привычный ходить зимой босиком), он отморозил правую ногу, да так, что у него началась гангрена. Тамото вынужден был обратиться к единственному в Хакодате специалисту, способному сделать ампутацию, и им оказался доктор Зеленский. Так Тамото Кендзо остался без ноги, но зато увлекся фотографированием, что и стало дальнейшим делом его жизни. Именно в его фотоателье зимой 1869 года заглянул Хиджиката Тошизо, чтобы запечатлеть себя в новой форме. А вот не было бы Гошкевича, Зеленского, Тамото – не было бы и этих фоток, и пришлось бы нам довольствоваться только описаниями, что Хиджиката был "красивый, как актёр"!



Тамото еще и автор самого известного фото Эномото Такеаки, и по меньшей мере двух-трёх из тех фотографий, что я помещала в прошлом посте.
Здесь и здесь есть еще фото его авторства, и его самого.