От Айзу до Эзо29 апреля Хиджиката и его сопровождающие прибыли в Айдзу-Вакамацу и остановились в гостинице Шимидзу-я. В этот же день к ним присоединились остальные Шинсенгуми. С тех пор Хиджиката примерно в течение трех месяцев находился в этом городе на лечении (недалеко от замка Айдзу-Вакамацу и местных горячих источников). Предполагается, что как раз в это время он установил там первый надгробный памятник Кондо Исами.
С конца апреля командование отрядом на себя принял Сайто, который звался тогда Ямагучи Дзиро. К вопросу о календаре – в том году у них был «дополнительный апрель». 5го числа этого дополнительного месяца Сайто получил аудиенцию у Мацудайры Катамори, весь май сражался в Айдзу, а 4 июня повел Шинсенгуми на штурм замка Ширакава. 20 июня замок был взят.
Хиджикате на горячих источниках спокойно не сиделось: 1 июля он приезжал проведать свой отряд, узнать, как там идут дела и немножко покомандовать. Сражаться как следует сам он еще не мог, поэтому вскоре уехал долечиваться, и окончательно вернулся в строй ближе к началу августа.
Между тем императорские войска все больше теснили остатки войск сёгуната. 19 августа Шинсенгуми подошли к перевалу Бонари, где 21го состоялось решающее сражение. В нем они понесли значительные потери, и перевел в итоге сдали, хотя и продержались на нем довольно долго.
22 августа императорские войска начали штурм Айдзу-Вакамацу, после чего Хиджиката принял решение из Айдзу уходить, потому что ситуация там была безнадежна. 1 или 2го сентября он прибыл в Сэндай и остановился в гостинице для иностранцев («Гайдзин-я»), где как раз жил адмирал Эномото. А 3го сентября состоялся небезызвестный военный совет, на котором Хиджикате предложили возглавить армию оппозиции. Его это предложение не устроило, после чего события стали развиваться в сторону республики Эдзо.
А Сайто еще с несколькими бойцами Шинсенгуми остался в Айдзу, о чем есть история у Антрекота:
5 сентября 1868. Айзу. За сутки до того войска Ишин Шиши, теперь уже правительственные войска, взяли перевал Бентен и начали движение внутрь провинции. Через несколько часов авангард, преследующий откатывающихся защитников перевала, попадает под плотный огонь с холма. Холм покрыт густым лесом, а на вершине его стоит деревянное строение, оказавшееся впоследствии местным буддийским храмом. Дорога мимо - одна. Вокруг территория дикая и совершенно непролазная - ни пехоте пройти, ни артиллерию не протащить. То есть нужно штурмовать высоту и стрелков этих оттуда выселять. А то больно у них плотность огня высокая и кучность попадания.
Сутки они ее штурмовали. Сначала авангардом, а потом и подошедшими основными силами. А высоту обороняло не то 30, не то - по другим отчетам - и вовсе 20 человек. Тринадцать из которых _прорвались обратно к своим_. Каковые свои успели за это время добраться до следующей линии укреплений.
А командовал этим несколько более успешным вариантом обороны а ля Леонид, естественно, господин по имени Ямагучи Дзиро.
Довольно много народу, включая и коллег по Шинсену, считало, что он там и погиб. Это было третье по счету сообщение о смерти Сайто Хаджиме, оказавшееся несколько преувеличенным. Впрочем, как и следующие два.
Через год Накаджима Нобори нарисовал портрет Сайто и подписал на нем: «Ямагучи Дзиро. Умер в 27 лет. Бывший вассал Токугавы, он присоединился к Синсэнгуми в Киото и служил помощником командира. Прекрасный мечник, он был вежлив, и умело использовал свои способности. Он приехал в Айзу и сражался в бесчисленном множестве битв, став, в конечном счете, командиром. В Нёрайдо он с тринадцатью людьми был окружён тремя сотнями врагов и атакован со всех сторон, и его кровавый путь в итоге оборвался гибелью. Воистину, это была смерть великого воина.» (перевод взяла отсюда).
![](http://1happyturtle.com/makoto/portraits/NNYamaguchixl.jpg)
Сам Накаджима тоже с мая по сентябрь сражался в Айдзу. В Википедии сказано, что он там был тяжело ранен, но в других источниках об этом не говорится. Зато в книжке потомков Накаджимы говорится о том, как остатки ополченцев добирались из Айдзу в Сэндай. Несколько дней подряд им было нечего есть, и они собирали отбросы по обочине, питались найденными там рыбьими головами и сосновой корой (вернее, тем, что называется «оболонь» - молодой, не окрепший слой дерева под корой). Впоследствии родные Накаджимы вспоминали, что он учил их бережно относиться к еде и никогда не жаловаться на плохую пищу, потому что бывает еще хуже.
Из Сэндая Накаджима вместе с Хиджикатой отправился в Эдзо, где служил командиром 2го отряда. В день гибели Хиджикаты, 11 мая 1869 года, он вместе с Шимадой Каем и большинством шинсеновцев находился в осажденном форте Бэнтэн (это их рвался спасать господин главком, он же комендант Хакодатэ). Так что своими глазами они с Шимадой не видели, как погиб командир, но записали с чьих-то слов примерно одинаково:
«Хиджиката-кими вел за собой взвод Гакухэйтая и взвод Дэнсютая на подмогу нашему форту, пробиваясь с боем к Хакодатэ от ворот Иппонги, и когда он, верхом на коне, командовал войсками возле моста Икоку, в него угодила смертельная пуля».
Не знаю, насколько это «кими» соответствует современному «сан», но по-старому это «господин», по-новому ласковое «ты». Гакухэйтай – отряд клана Сэндай, Дэнсютай – Отори Кейске.
У Шимады немного подробней. Он указывает еще больше названий отрядов и их численность – около 500 человек, а также пишет, что войска кангуна вели прицельную стрельбу с морского побережья и с какой-то «песчаной горы», и что помимо Хиджикаты там еще нескольких человек убило. Но насчет места гибели их с Накаджимой показания расходятся с очевидцами. В любом случае, где-то там, между Иппонги и Икоку.
Рисунки НакаджимыФорт Бэнтэн продержался до 15 мая, затем капитулировал. Всех, кто в нем находился, там же и посадили под арест. Накаджима пробыл в заключении почти ровно год – его переводили с места на место, то в Аомори, то в Хиросаки, то снова в Бэнтэн.
Вот тогда он и начал рисовать портреты своих товарищей по оружию. Среди его рисунков – Кондо, Хиджиката, Сайто; 8 из 13 человек, что остались вместе с Сайто в Айдзу; девушка, которая храбро сражалась вместо своего убитого брата и многие другие, в основном погибшие.
Вот здесь у Хэлле они выложены в более-менее нормальном качестве.
О каждом изображенном на рисунках есть краткий комментарии, но в крупном виде я их не нашла. И хотя почерк у Накаджимы вполне понятный, всё равно эти надписи долго и сложно разбирать, так что за это я пока не берусь.
Разве что про Хиджикату, частично с японского, частично с английского:
«Хиджиката Тошизо обладал необычайно острым умом и сильным духом. По прошествии лет его характер стал мягким, так что люди тянулись к нему, как тянется младенец к матери. В одиннадцатый день пятого месяца второго года Мэйдзи, во время битвы при Хакодатэ, он сражался словно свирепый тигр, преследующий стадо ягнят. Во главе своих бойцов он верхом на коне неистово рвался в атаку, и был убит прицельным выстрелом. Его можно назвать настоящим героем нашего времени». (Так и написано: 当世の 豪傑と 言うべし )!
![](http://1happyturtle.com/makoto/portraits/NNHijikataxl.jpg)
Автопортрет:
![](http://1happyturtle.com/makoto/portraits/NNNakajimaxl.jpg)
Видео о Накаджиме с его рисунками и комментариями на английском:
Кроме портретов, Накаджима оставил еще и такие рисунки:
Крепость Горёкаку
![](http://s39.radikal.ru/i085/1104/c4/c4a6739cef3c.jpg)
Морское сражение. Вверху - форт Бэнтэн, внизу Горёкаку
![](http://s58.radikal.ru/i161/1104/67/472ef3e07269.jpg)
Также во время заключения он несколько расширил записи своего дневника, дополнил их некоторыми подробностями (поэтому они и называются «записки»). В общем, снабдил историков и бакуманьяков массой разнообразных свидетельств для изучения!
Эпоха Мэйдзи. Продавец цветов и ружей.В начале мая 1870 года Накаджиму передали на попечение клану Сидзуока, который его помиловал, выпустил на волю и даже наделил землей. В результате Нобори поселился в городе Хамамацу. Сначала он работал у кого-то охранником, потом на пару с каким-то бывшим вассалом сёгуна открыл ломбард, но прогорел.
Помимо рисования у Накаджимы было милое хобби – выращивание цветов
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Тогда Накаджима решил кардинально сменить вид деятельности – вернуться к истокам. В 1884 году он получил лицензию на продажу пороха и огнестрельного оружия, и открыл оружейный магазин:
![](http://www5f.biglobe.ne.jp/~seiha/ph-nakajima3.jpg)
![](http://www5f.biglobe.ne.jp/~seiha/ph-nakajima2.jpg)
Среди всей этой рабочей деятельности Нобори не забывал и о личной жизни. В 1879 году он вызвал к себе своего сына, Тоичиро, который от разведенной жены. А в 1882 году женился на старшей дочери торговца рыбой, и заодно женил сына на третьей дочери этого же торговца
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Это вторая жена Накаджимы, Ёнэ:
![](http://s008.radikal.ru/i303/1104/8f/f5df2b0b0a7b.jpg)
Она рано умерла, в 1886 году. А через год, 2 апреля 1887 года, скончался и сам Накаджима Нобори (сегодня как раз годовщина его смерти). Ему было 49 лет. Похоронен в Хамамацу, в храме Тэнрин-дзи. Каймё 隆慶院孝庵義忠居士。
![](http://www5f.biglobe.ne.jp/~seiha/ph-nakajima1.jpg)
Несмотря на такую примечательную биографию, в фильмах, книгах и аниме Накаджима практически не упоминается. Вот только в «Бродяге Кеншине» есть персонаж, которому он явно послужил прототипом: художник из 23ей серии, друг Сагары Саноске (который списан с Харады Саноске).
Этот художник, бывший член «Сэкихотая», рисует портреты деятелей эпохи Бакумацу, и при этом тайно делает бомбы – готовит оружие, чтобы расправиться с правительством Мэйдзи
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![](http://s001.radikal.ru/i196/1104/a6/9428b041b0df.jpg)
@темы: картинки, Хиджиката, Шинсен-трава, исторические материалы, бакумачные хроники, переводческое
А вот оно откуда росло.
И кусок из статьи про смерть Хиджикаты сюда же прилепила, а то всю мне ее трудно осилить, а по кусочкам вполне.
А замком, кстати, вот я сейчас смотрю, в натуре похож.
Мне этот рисунок больше напоминает не реального замкома, а Куридзуку Асахи в роли Хиджикаты )) И кстати, вот он тут нарисован с длинными распущенными волосами, и по свидетельствам современников он с такой прической ходил, и даже на совет в Сэндае так явился ("Лицом бледен, телосложения не крупного, длинные блестящие волосы распущены. Короче говоря, он из тех, кого называют "красавец-мужчина" - это его так описал Абэй Иванэ из клана Нихонмацу).
У тебя в переводе РХ написано "волосы взъерошены", но на японском "взъерошены" и "распущены" - одно и то же слово ))) Если "длинные", то скорее второе...
Так вот это я к чему - почему-то ни в одном фильме и аниме Хиджикату с такой прической не показывали, непорядЫк!
ДА, ХВОСТ В СТУДИЮ!
Думаю, дело в том, что волосы в хвост выглядят а) краше, как ни странно, б) практичнее и в) типа-приличнее.
Хотя одну картинку распущенного Тоси я нашел:
www.animemagazine.ru/84.10/media/review_05_11.j...
а, мне лично куда страньше, что он в ХСК все время причесанный в хвостик ходит. Хотя есть жеэтот кадр с письмом)))
Лэй Чин На первой картинке это не Тоси, это Ямазаки! А арт не считается )))
Черт. А подписано "Хиджиката" -_-
арт не считается )))
Да, и впрямь. Но хоть как! Кстати, а мон у него на спине правильный?
Да, вроде в ту сторону закругляется. Только почему-то подозрительно-зеленоватого цвета.
А в оригинале оригинала - вопрос о наличии в бакумачном Киото золотых ниток очень спорный
В оригинальном размере - оно ж обоина=)
И как не быть золотым ниткам-то?! Они были всегда.
Тем более что тут явно фантазийный (не путать с фэнтезийным) костюм.