Про апрель-сентябрь 1868 года я немножко уже писала, теперь собираюсь охватить большой и наверное самый сложный для Шинсенгуми период - с сентября 1867го по апрель 1868го - стремительное падение сёгуната. Информации много, так что придется по частям.
за новобранцами в ЭдоВ июне 1867 года Шинсенгуми подобрались чуть ли не к самому пику своей карьеры. Члены отряда получили статус хатамото и существенную прибавку к жалованию, а также переехали в новые просторные казармы в Фудо-до, построенные на средства монахов Нисихонган-дзи. Однако ряды бойцов постепенно редели – уход сторонников Ито, смерти, болезни – и отряду требовалось пополнение. А за пополнением командиры обычно по очереди отправлялись в Эдо. В прошлом году туда ездил Кондо, теперь настала очередь Хиджикаты.
В десятых числах сентября Хиджиката отбыл в Эдо вместе с Иноуэ Гендзабуро и Оиси Кувадзиро.
Этот Оиси – довольно примечательная личность, хотя тем, что он был известен как «хитокири Кувадзиро», что это он убил Ито и что его сдал властям небезызвестный Кано.
Биография Оиси на русском есть ЗДЕСЬ (перевод с shinsengumi-no-makoto. В япоВики даже меньше, чем там).
Только небольшое уточнение: это не Окита «был известен своей жестокостью», а 1ый отряд - из-за наличия в нем Оиси. Он поступил в Шинсенгуми осенью 1864 года, когда Кондо набирал в Эдо новобранцев, и числился в разведчиках, или наблюдателях. Нередко сам возглавлял отряды по «зачистке», и судя по всему, особенно любил орудовать копьем (в частности, при убийстве Ито и его сторонников).
Что интересно, Оиси приняли в Шинсенгуми невзирая на то, что он был старшим сыном в семье, женатым и с детьми. Всё-таки очень условные там были критерии отбора новобранцев, и на особо одаренных не распространялись )))
Думаю, Хиджиката взял его с собой в Эдо в качестве надежной охраны, как в прошлый раз брал Сайто – на дорогах в то время было особенно небезопасно. Хотя в книжке Хиджикаты Мэгуми в качестве сопровождающих упоминается только Иноуэ (Оиси я тут нашла).
25 сентября Хиджиката и его спутники прибыли в Эдо и временно остановились у семьи Кондо.
28 сентября их пришли навестить Сато Хикогоро и прочие родственники-земляки.
7 октября Тошизо и Ген-сан верхом прискакали в Хино с ответным визитом и подарками :) Тут я это еще не помещала, так что пусть будет
Хиджиката на этот раз остановился у себя дома в деревне Ишида, а на следующий день пришел к Сато и вместе с его старшим сыном - своим 17и-летним племянником Тошинобу (Гэнноске) - пошел гулять по округе, по западному тракту среди полей. Гэнноске потом вспоминал: "Хиджиката оглядывал окрестности, и на его бледном лице сияла широкая улыбка". Соскучился
И еще в этом "отпуске" Хиджиката расторг свою помолвку с О-Кото, дочкой продавца сямисэнов, на которой его собирались женить еще до отъезда в Киото. Дома ему напомнили, что у него вообще-то невеста есть (а девушка небось уж заждалась!), но женатый на работе заместитель командира решил, что девушке, наверное, лучше вообще его не ждать.
12го октября Хиджиката и Иноуэ распрощались с родственниками и вернулись в Эдо, к своим непосредственным обязанностям.
тем временем в КиотоТем временем в Киото уже вовсю готовилась передача государственной власти от сёгуна к императору. Кондо пытался как-то контролировать этот процесс: 20 сентября при посредничестве младшего старейшины сёгуната (вакадосиёри) Нагаи Наоюки он встречался с советником клана Тоса по политическим вопросам Гото Сёдзиро, который как раз готовил петицию сёгуну по поводу возвращения власти императору. Гото пообещал еще раз встретиться с Кондо, но в итоге 2 или 3 раза отменял эту встречу, ссылаясь на сильную занятость. Но Кондо настоятельно желал увидеть петицию, касающуюся передачи власти императору, и наконец 5 октября ему мельком показали копию этого послания.
Вообще Нагаи Наоюки очень интересный дядечка, а я о нем на русском практически ничего не нашла. Непорядок. Правда, у Хиллсборо он местами упоминается как Нагаи Наомунэ (если что,
по дороге из Эдо в Киото - письмо ХиджикатыВозвращаясь к хроникам: 14 октября 1867 года по лунному календарю сёгун Токугава Ёшинобу официально отрёкся от власти.
Точно неизвестно, когда об этом узнал Хиджиката. В одних хрониках говорится, что ему сообщили об отречении 20 октября, еще в Эдо, в других источниках – что только когда он вернулся в столицу.
Так или иначе, рано утром 21 октября Хиджиката собрал всех новобранцев во дворе дома Кондо и повел их из Эдо в Киото. Желающих вступить в Шинсенгуми на этот раз набралось не так уж много: то ли 31, то ли 28 человек.
В этот день они остановились на обед в Шинагаве (сейчас это южный район Токио), в заведении под названием Кама-я. Там Хиджиката первым делом провел инструктаж на тему «как вести себя в дороге» (наверняка состоящий из множества «хитоцу» и «юрусадзу»), а затем устроил праздничный банкет по случаю приема новобранцев – все пили сакэ, если сашими и прочие вкусности.
А дальше пройти предстояло, ни много ни мало, 372 км. Обычно такая дорога занимала дней 10-15. Ну, кто шел, а кто и ехал – Хиджиката точно верхом или в паланкине.
28 октября в Эдо от долгой болезни скончался приемный отец Кондо, но никто из Шинсена об этом пока что не знал.
А 1 ноября, еще в пути, Хиджиката написал письмо без адреса, подписи и даты. Найдено оно было в доме Сато Хикогоро, так что судя по всему, предназначалось ему :)
Письмо Хиджикаты от 01.11.1867 г.
Пишу на скорую руку, покуда выдалась свободная минутка.
Очень рад был свидеться с Вами после долгой разлуки. Благодарю за всё, что Вы в этот раз для меня сделали.
Прежде всего сообщаю, что вчера, 30го числа, мы добрались до Ёккаичи, что в Сэйсю, а послезавтра, 3го, рассчитываем прибыть в Киото, так что пожалуйста не беспокойтесь.
Прежде всего, похоже что положение в Киото всё больше обостряется, поэтому по возвращении в столицу сообщу, как обстоят дела. После же обязательно поделитесь со мной своими мыслями по этому поводу.
С глубочайшим уважением.
_______________________
От Ёккаичи до Киото примерно 50 км, я по карте проверила ))
Насчет 3го числа у Хиджикаты почему-то написано вот так: 三日九時頃ニは (при чем там 9?! месяц перепутал, или это время?)
На "Вы" потому что эпистолярный стиль - 御貴.
Второе "хитоцу" похоже на "брат, тут такая фигня творится, что делать?!"
3го ноября Хиджиката, Оиси, Иноуэ и новобранцы прибыли в столицу, которая неприветливо встретила их первым мокрым снегом...
Продолжение следует!
@темы: Хиджиката, Шинсен-трава, исторические материалы, Бакумачные письма, бакумачные хроники, переводческое
В прошлом июне, когда союзники Рёмы из Сацумы и Тёсю строили планы свержения Токугава силой, мечтатель из Тоса придумал способ предотвратить гражданскую войну. По плану Рёмы, дерзкой попытке заложить в Японии краеугольный камень демократии, первым делом сёгун должен был вернуть императору бразды правления. Далее следовало образовать две законодательные палаты правительства — верхнюю и нижнюю, куда вошли бы полномочные представители князей, придворных и японского народа в целом. Все решения на государственном уровне советники должны были принимать, опираясь на общественное мнение. Рёма подал свой план на рассмотрение Гото Сёдзиро, старшего советника Яманоути Ёдо, влиятельного князя Тоса. Гото, в свою очередь, представил план Рёмы своему даймё, а тот изложил его в октябре в докладной записке сёгуну.
Будучи главным министром князя Ёдо, Гото обладал в Киото значительным политическим влиянием и, готовясь подать докладную записку Ёдо первому министру сёгуна Итакуре Кацукиё, устроил так, чтобы его представили другому влиятельному киотскому игроку. Вечером 20 сентября он посетил дом генерального инспектора бакуфу Нагаи Наомунэ, близкого советчика сёгуна. Когда они расположились в гостиной, Нагаи объявил, что здесь присутствует некто, кого он хотел бы свести с Гото (тот, понятно, заранее ожидал знакомства с Кондо Исами). В этот момент Гото увидел в соседней комнате человека с длинным мечом на боку. Человек представился — очень вежливо и по всем правилам этикета. Хотя Гото ни разу не встречался с командиром Синсэнгуми, репутация его была ему отлично известна. Сердечно представившись сам, Гото неожиданно сказал Кондо: «Длинный меч у вас на боку меня нервирует» — и спросил затем, не может ли тот его снять. Кондо засмеялся, вынул ножны с мечом и положил на пол подле себя. Последующие несколько часов мужчины провели в обсуждении насущной политической обстановки в Японии. Они подружились, или, по крайней мере, Кондо хотелось в это верить. Кондо слышал, что Гото, происходивший, конечно, из Тоса, имеет много союзников среди роялистов, в числе которых был и Сакамото Рёма, проклятье бакуфу. Тем не менее крестьянский сын был крайне польщен знакомством с прославленным самураем и велел своим людям не причинять Гото вреда. Он знал, что тот готовит докладную записку для подачи сёгуну, но не знал ее содержания. Нечего говорить, что он более чем жаждал ее увидеть, и попросил у Гото копию. Три дня спустя после их первой встречи Кондо посетил Гото в его доме. Он по меньшей мере дважды подряд пытался снова встретиться с Гото, который ловко, хотя и тактично давал Кондо от ворот поворот и в конечном итоге так и не показал ему докладную записку.
Маурррррр. А сервиз краси-и-и-ивый!
Очень интересно прочитать.
С нетерпением ожидаю новых частей...*)...
в конечном итоге так и не показал ему докладную записку.
Главная интрига: показал или не показал?!
Отсюда:
- Gotou Shoujirou meets Kondou at the home of Bakufu Chief Inspector Nagai Naomune. They discuss the political situation in Japan. Kondou requests to see the petition Gotou is submitting to the shogun. Gotou does not show him. (Hillsborough Shinsengumi 128-129)
- Goto Shojiro meets and talks with Kondou Isami of the Shinsengumi while visiting Nagai (Shogun's right hand man); Kondou asks for a copu of the memorial submitted to the Bakufu by Saigo Takamori, Goto complies and gives him a copy a few days later (Hillsborough Ryoma 570-572)
Еще в одной японской хронике написано: 5 октября Кондо отправил письмо Гото с просьбой дать ему взглянуть на копию послания сёгуну касательно передачи власти императору.
Письма от 5 октября я не нашла, зато нашла от 22 сентября.
БОНУС: письмо Гото Сёдзиро от Кондо Исами 22.09.1867 г.
Позавчера вечером был очень рад встретиться с Вами.
Как мы и договаривались, завтра днем, 23го числа, я зайду к Вам, если не возражаете.
Жду Вашего ответа. При встрече обсудим все подробно.
Оригинала у меня нет, есть только кратенький перевод на современный японский, поэтому безо всяких вступлений.
В общем непонятно, видел Кондо эту петицию или не видел. Наверное, в лучшем случае, ею просто у него перед носом помахали.
Glaubchen Пожалуйста! Дальше будут сюрпризики: что Хиджиката и Ген-сан привезли Оките из Эдо, как замком брал кредиты и т.п. Это я интригую )))
Спасибо!
Но вообще да, загадка.
Я же теперь не успокоюсь, пока все не узнаю!
Спасибо...*)...
Сервиз какой красивый!
Китайский, фарфоровый! Хиджикате, видимо, тоже понравился Не факт, что он привез сервиз в подарок именно в этот раз, но в общем в Эдо за новобранцами замком ездил не с пустыми руками (а с чашками, тарелками и заколками).
Имри Так, глядишь, из какого архива и вывалится записка о встрече Мацудайры с Сакамото:-)
На меня уже вывалилось 139 писем Сакамото, плюс еще от него же какие-то деловые бумаги, выдержки из его блокнота, стихи и песенки :)
Так что материалов мегатонны! Я эту траву в таких масштабах просто физически курить не успеваю, на Рёму наверное нужен отдельный переводчик ))
Донна Анна (Ллиотар) Рёму он раньше писал, может, потом уточнил сведения как-то?
Может. Или возможно где-нибудь в первоисточнике формулировка слегка расплывчатая, отсюда и столько путаницы... Или как обычно, от разных людей разная информация ))
Glaubchen Я же теперь не успокоюсь, пока все не узнаю!
Сведения будут из первых рук Надеюсь, в выходные допишу продолжение.
А где же картиночки? Рёма же не только писал, но и рисовал, чтобы понятнее было:-) И судя по рисункам письма его по содержательней, чем окитовы "у нас все хорошо, чего и вам желаем":-)
Картиночки прилагаются: вот и вот например Если каждое из 139и писем пооткрывать, может и еще где-то есть... Но 4 декабря 1866 года Рёму особенно тянуло рисовать ))
А текст: "они нам - раз! а мы им - раз!":-)
...а потом пришел Накаока, и тут такое началось!
Вот видите, как кратко можно всё это описать! А у Рёмы какое-то словесное недержание ))
Нашла еще одну японскую хронику, очень подробную, сейчас в ней разбираюсь. Оттуда небольшое дополнение, мелочь, а приятно:
7го числа Тошизо и Ген-сан прискакали в Хино верхом, и пробыли там до 12го. Хиджиката на этот раз остановился у себя дома, а 8го пришел к Сато и вместе со своим племянником Тошинобу (Гэнноске) пошел гулять по округе, куда-то там на запад, по дороге туда и обратно. Гэнноске потом вспоминал: "Хиджиката оглядывал окрестности, и на его бледном лице сияла широкая улыбка". Соскучился
Мне все книжка Сато никак не доедет, там наверное много такой бесполезной, но приятной ерунды ))
И еще в этом "отпуске" Хиджиката расторг свою помолвку с О-Кото, дочкой продавца сямисэнов, на которой его собирались женить еще до отъезда в Киото. Дома ему напомнили, что у него вообще-то невеста есть (а девушка небось уж заждалась!), но женатый на работе заместитель командира решил, что девушке, наверное, лучше вообще его не ждать.
Честный, зараза. Не отнимешь