В русскоязычной Википедии до сих пор нет статьи про Хиджикату. Мне подумалось, что это как-то нехорошо, и я полезла читать японскую :) Думала, ничего нового там не найду. Нашла, однако!
Там ссылаются на недавно откуда-то откопанную книгу переписи населения в Хино, которая опровергает известные истории о том, что мальчика Тоши отдавали "в люди", когда ему было 10 (11) и 16 (17) лет.
11-летний Хиджиката там записан, как проживающий в д.Ишида. Зато с 14 до 24 лет он числится "в услужении"! Источник: 日野市立新選組のふるさと歴史館 叢書第一輯 「特別展新選組誕生」 - первый выпуск из серии книг музея Шинсенгуми в Хино "Специальная выставка - рождение Шинсенгуми". Странная книжка, продается только на тематических сайтах Хино за 2000 йен. Нигде даже не указано какого она года выпуска.
Но если это действительно так, тогда становится понятно, почему Хиджиката поступил в Шиэйкан только в 24 года, и почему как раз с этого времени в дневниках его земляков появляются многочисленные записи о нем (типа "приходил Тошизо"), а до этого ни слуху, ни духу.

читать дальше

@темы: Хиджиката, исторические материалы, переводческое, все чудесатей и чудесатей

Комментарии
02.06.2011 в 23:04

Мы не ищем легких путей. Нам лень...
Спасибо огромное!
Очень интересно! :white:
У Хидзикаты-сана прямо какая-то таинственная биография...*)...
02.06.2011 в 23:05

Остапа несло. Впереди были водопады Рэроса.
Я тебе закажу на какой-нибудь праздник в подарок золотую совковую лопату с гравировкой :))))))) Спасибо, солнышко!
02.06.2011 в 23:54

В русскоязычной вики была статья про Хидзикату. Я точно помню. Но кто-то ее недавно снес:-/
Спасибо за исследование!
03.06.2011 в 00:12

У Хидзикаты-сана прямо какая-то таинственная биография...
Ну так все было давно и неправда... Никто ж тогда не знал, что этим деревенским мальчиком и через 150 с лишним лет будут интересоваться, а то б за ним ходили и записывали, где был и что делал ))

совковую лопату с гравировкой
И большое ведро, куда накопанное складывать! ))) А то я в шоке: с утра скопировала себе эту статью в Ворд, а вечером в Вики уже целого куска нет!
Там было про то, что у Хиджикаты во время учебы в Шиэйкане помимо красных тесемочек на маске еще и защитный панцирь (нагрудник... или набрюшник... как это по-русски называют?!) был покрыт красным лаком, и вообще он был весь из себя такой модный. Его из-за этого считали выпендрежником и поначалу всерьез не воспринимали, но в бою убеждались, что зря )) Его излюбленным приемом был моротэцўки - двуручный укол.
Я даже видео нашла, как это выглядит: кидо №6. А тут оно же с пояснением на английском.

Полезла в Вики уточнить источник (там после всего этого стояла циферка 2 и ссылка на книжку, которую я забыла скопировать), а он исчез.
03.06.2011 в 00:18

Имри В русскоязычной вики была статья про Хидзикату. Я точно помню. Но кто-то ее недавно снес
На моей памяти уже не было...

Upd: Этот кусок в статье обратно появился :wow2:
Так, я поняла: из Вики всё интересное надо сохранять, а то оно имеет свойство пропадать и туда-сюда меняться!
03.06.2011 в 00:22

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
О, мерцающая Вики?...
03.06.2011 в 00:27

Остапа несло. Впереди были водопады Рэроса.
Fushigi-dono Хи-хи, я тебе больше скажу - я из твоего дневника все вкусное складирую по мяуленьким txt-шкам, а то дайрики все в термитах :))))
03.06.2011 в 01:37

Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Все-таки, красивые стихи товарищ писал!
А версия про "сам сбежал" мне таки больше нравится.
За разврат тогда не выгнали бы, к нему спокойненько так относились=)
03.06.2011 в 07:08

Sono toki rekishi ga waratta
Странная книжка, продается только на тематических сайтах Хино за 2000 йен. Нигде даже не указано какого она года выпуска.
Это местный периодический вестник, нечто вроде сборника статей, который обычно выпускается после тематических встреч (ну вот как у нас в ВУЗах обычно делают) или к датам микроскопическим тиражом. Публикуются там исследователи со статьями-очерками.
03.06.2011 в 09:01

я из твоего дневника все вкусное складирую по мяуленьким txt-шкам
Надо будет и мне поскладировать, а то я некоторое прямо сразу сюда пишу и никуда не сохраняю. Зато собираю в отдельные файлики Хиллсборо и т.д. )))

А версия про "сам сбежал" мне таки больше нравится.
А дома сказал, что за разврат выгнали? Да, Тосидзо Хаятович умел создать себе нужную репутацию )))
К отношениям между взрослым мужчиной и юношей тогда тоже спокойно относились, это называлось "сюдо" и было чуть ли не традиционным воспитанием (вчера по ссылке из статьи про Хиджикату вычитала и ужаснулась).
Стихи мне тоже нравятся :) Только повторов много - эта последняя строчка про "весенний месяц" у него еще в двух хайку встречается.

Это местный периодический вестник
Раритет, значит... Ну, меня радует, что в Вики статью про Хиджикату пишут-редактируют люди из Хино, им там виднее, что и как )) Правда, не знаю, насколько этим исследованиям можно доверять.
03.06.2011 в 09:24

Sono toki rekishi ga waratta
Правда, не знаю, насколько этим исследованиям можно доверять.
Тоже не знаю. Я пару таких книжек в свое время цапнула - кое-что посмотрела бегло: выглядело всё как газетные статьи, без особого наукообразия.
03.06.2011 в 10:59

А расшифруйте, пожалуйста, стихотворение про Яманами! Что это значит-то? *тупит*
03.06.2011 в 11:22

Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Да, все самураи - относились.
Но Тоси - не самурай, он крестьянин. У них сюдо не практиковалось особо, а ценности были вполне традиционные=)
03.06.2011 в 12:56

Если падаешь со скалы в пропасть, почему бы не попробовать полететь? Что ты теряешь? Макс Фрай
Большое спасибо за интересную информацию! Ссылочка бережно отправляется в священную папочку Шинсенгуми))))
03.06.2011 в 13:03

Остапа несло. Впереди были водопады Рэроса.
Не могу отделаться от ощущения, что в стихотворении, посвященной Яманами, замком не то съязвил, не то скаламбурил... ну, короче, подъелдыкнул второго замкома :) А не ответил ли тот адекватно, по-японски, а, кис, не помнишь?
03.06.2011 в 13:07

Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Донна Анна (Ллиотар), по-моему, и впрямь подъелдыкнул.
В конце концов, "вода на севере, гора на юге" - это японоаналог "в огороде бузина, в Киеве дядька", я слышал.
03.06.2011 в 13:17

А расшифруйте, пожалуйста, стихотворение про Яманами! Что это значит-то? *тупит*
Ничего особенного не значит, просто пейзаж красивый :) И фамилия обыгрывается. А возможно, и характер Яманами, только у меня знаний японских метафор не хватает, чтобы постичь эти мыслеобразы )) Знаю только по письмам Хиджикаты, что "южные горы" - это еще такой символ здоровья и долголетия. Возможно и "водный север" что-то значит.
А вообще в поисках смысла я залезла на сайт, посвященный стихам Хиджикаты. И про это хайку там написано, что оно - подражание известному поэту по имени Ёса Бусон. Вот его стих:
菜の花や 月は東に 日は西に (Цветы сурепицы Луна на востоке Солнце на западе)
На но хана я
Цуки ва хигаси ни
Хи ва ниси ни

Литературный перевод:
Цветы Нанохана вокруг.
На западе гаснет солнце.
Луна на востоке встаёт.

Хиджиката "запад и восток" заменил на "север и юг", и оригинально построение фраз переделал, как бы повернул на 90 градусов ))
Интересные все-таки у него стихи, надо будет еще на том сайте покопаться.

Но Тоси - не самурай, он крестьянин
"Тоси, хочешь стать самураем? Приходи вечером на сеновал" )))

в священную папочку Шинсенгуми))))
У меня такая тоже есть ))) А информации еще много будет!
03.06.2011 в 13:19

Остапа несло. Впереди были водопады Рэроса.
Fushigi-dono А оно не слишком "в лоб" для традиционной японской игры слов, это "яманоминамия"? Может, потому и звучит слегка язвительно? :)
03.06.2011 в 13:21

не то съязвил, не то скаламбурил...
Да, есть такое :)
Помнится, Лэй Чин писал, что Яманами говорил что-то вроде "Я Хиджикате все могу просить, кроме его стихов и его почерка" - наверное, это и есть ответ )))
Может, и в стихах ответил, но из стихотворений Яманами я знаю только одно, которое мы с okichi-dono долго мучили.

В конце концов, "вода на севере, гора на юге" - это японоаналог "в огороде бузина, в Киеве дядька", я слышал.
Ага, вот и метафора )))
03.06.2011 в 13:25

А оно не слишком "в лоб" для традиционной японской игры слов, это "яманоминамия"? Может, потому и звучит слегка язвительно?
Вообще я в японской поэзии как свинья в апельсинах, поэтому точно не знаю :pink: Разбираюсь потихонечку.
Но этот стих приводят как пример "хороших отношений" между Хиджикатой и Яманами - мол, Хиджиката не был в контрах с Яманами, даже стихи ему посвящал.
03.06.2011 в 13:53

Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Но этот стих приводят как пример "хороших отношений" между Хиджикатой и Яманами - мол, Хиджиката не был в контрах с Яманами, даже стихи ему посвящал.
хорошие отношения! Из этого хокку так и просится рэнга сделать:
В огороде бузина,
В Киеве дядька,
Луна весною,

В Синсэнгуми-
Яманами...

Меня б уело!
ИМХО, это скорее нечто в духе "Федя-бредя съел медведя"...
Типа, дружеская дразнилка?
03.06.2011 в 13:55

Остапа несло. Впереди были водопады Рэроса.
Но этот стих приводят как пример "хороших отношений" между Хиджикатой и Яманами - мол, Хиджиката не был в контрах с Яманами, даже стихи ему посвящал.
Ой, вот это как раз ну очень сомнительно звучит! :))) Может, правда, мы чего-то не понимаем... Но уж посвящение стихов никогда не было признаком хороших отношений - достаточно вспомнить жанр эпиграммы. Не знаю, правда, как с этим в Японии обстояло дело, но язвить там умели.
03.06.2011 в 14:26

Типа, дружеская дразнилка?
Похоже на то :)

Ой, вот это как раз ну очень сомнительно звучит!
Это в япоВики написано. Может, для японцев это все-таки типа комплимент?

А насчет эпиграмм в статье про Ёсу Бусона как раз есть: "По сути, хайку стал делиться на два принципиально разных жанра, совпадающих по форме: поэзия возвышенных чувств и юмористическая поэзия-шутка. Второе направление называется «сэнрю» и близко по духу к скетчу и анекдоту в европейской смеховой культуре. Жанр шуточной поэзии быстро стал очень популярным, потому что легко воспринимался даже совершенно неискушёнными в поэзии слушателями и создавал массу возможностей для импровизаций."
03.06.2011 в 14:34

Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Итого, ясно, что ничего не ясно, но писалось в сторону Яманами=)
03.06.2011 в 14:56

Остапа несло. Впереди были водопады Рэроса.
Не, дразнилка (дружеская) - это тоже вариант, имхо!
03.06.2011 в 15:05

Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
И главное, в нравы Ополчения вписывается.
Мне кажется, психологический фактор - он тоже значим, не? В плане того, что, например, Тоси (с его-то норовом) вполне мог приказчика с его "отсамураю тебя на ближайшем сеновале" послать к Яньло-вану, а в довольно раздолбайской среде офицеров ополчения шуточки и дразнилки детсадовского вполне уровня были в ходу...
Вообще, чем дальше углубляюсь, тем больше подозреваю, что драконовский Устав был просто попыткой в этот соседско-приятельский беспредел внести хоть какой-то порядок и субординацию.
03.06.2011 в 15:20

Остапа несло. Впереди были водопады Рэроса.
драконовский Устав был просто попыткой в этот соседско-приятельский беспредел внести хоть какой-то порядок и субординацию.
И кое-что из источников эту гипотезу таки подтверждает...
03.06.2011 в 15:26

Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
И кое-что из источников эту гипотезу таки подтверждает...
А какие? Если чисто психологический портрет граждАн, наводящий на мысли, не учитывать?
03.06.2011 в 16:48

"Время в нас, а мы во времени - оно меняет нас, и мы его меняем". Васил Левски (Иванов Кунчев)
Fushigi-dono
К отношениям между взрослым мужчиной и юношей тогда тоже спокойно относились, это называлось "сюдо" и было чуть ли не традиционным воспитанием (вчера по ссылке из статьи про Хиджикату вычитала и ужаснулась).
Ну, на сколько это было традиционным воспитанием, исследователи спорят по сей день. Как-то уж больно сомнительно выглядит утверждение, что всех мальчиков в самурайских семьях воспитывали таким образом:-)))

Лэй Чин
Вот именно :) А если учесть, что у самого Тосеньки ориентация была очень даже традиционная, то вряд ли ему понравились бы подобного рода ухаживания. Да и трепаться об этом потом, скорее всего, не стал бы.
03.06.2011 в 17:02

Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
на сколько это было традиционным воспитанием, исследователи спорят по сей день
Отчего же, традиционным... века до XVIII. А потом граждане самураи задумались о демографии и пошли репрессии.
Между прочим, товарищам с неизменной арией "как японцы любили гомосексуализм" стоило бы почитать указы об исправлении нравов, когда чуть не смертной кзни дело доходило...
Да и трепаться об этом потом, скорее всего, не стал бы.
В этом свете, кстати, формируется логичная версия: Тоси удирает от соблазнителя, а дома строит из себя магаплейбоя и гордо сообщает, что выгнали за разврат=)