Наконец-то выкладываю вторую версию событий в Икеда-я от Нагакуры Шинпачи! Первую
вот здесь уже перевела
Shmyrina_Anna, и она же
здесь объяснила, почему их две.
Одна версия, надиктованная журналисту (и щедро отредактированная и дополненная им же) печаталась в газете "Отару симбун" с марта по июнь 1913 года под заголовком "Шинсенгуми Нагакура Шинпачи", и позже была несколько раз переиздана под названием "Шинсенгуми тэнмацуки" (что-то вроде "Подробные записки" или "Записи фактов о Шинсенгуми").
А в 1998 году вдруг откуда ни возьмись нашлись самые первые потерянные мемуары (где и как нашлись, толком почему-то нигде не написано), и были изданы под названием "Шинсенгуми сэндзё никки. Роши бункю хококу кидзи" (Военный дневник Шинсенгуми: патриотические записки ронина эры Бункю). Спасибо за них
Донне Анне (Ллиотар).
Так что есть возможность сравнить и почувствовать разницу! Перевод не дословный, но очень близко к тексту, стилистику по возможности старалась сохранять Нагакурину.
В отличие от журналиста, он писал так, что мы втроем три дня разбирали одно предложение (постом ниже)
Мемуары Нагакуры6 июня 1 года Гэндзи
Уроженец провинции Оми по имени Омия Сюнгоро (он же Масуя Киэмон) держал лавку конской упряжи на улице Сидзё Кобаси. Шинсенгуми арестовали этого типа и доставили в казармы, где в ходе учиненного расследования он назвал свое настоящее имя – Фурутака Сюнгоро (вообще-то он Сюнтаро, но у Нагакуры написано так).
При допросе он упорно не желал сознаваться, так что его подвергли пытке, и в конце концов он во всем признался. Согласно показаниям Фурутаки, его дом часто посещали 10 человек, все как один из Тёсю, а на складе у него хранился всяческий инвентарь для поджога императорского дворца. Осуществление их плана было назначено на 22 число 6 месяца – в ветреный день они собирались поджечь дворец, захватить императора Комэя и увезти его в замок Ямагучи. Замышляя этот заговор, люди из Тёсю скрывались в окрестностях Сидзё, а также на улице Сандзё, в гостинице под вывеской клана Минакути из Оми и т.д. - всего примерно 300 человек. Из признания Фурутаки стали ясны все их намерения, о чем Шинсенгуми немедленно доложили главе клана Айдзу, господину Мацудайре Катамори. Крайне потрясенный, он известил каждый клан о необходимости усилить меры безопасности и отдал приказ приступить к действиям.
Хиджиката Тошизо, основываясь на показаниях Фурутаки, повел отряд в Гион кайсё, что у подножия лестницы храма Ясака-дзиндзя. Уже в 7 часов после полудня (с 16.00 до 18.00) Шинсенгуми прибыли туда и обыскали в чайной каждый угол, но никого не нашли – видимо, оттуда все уже сбежали. Тогда они стали прочесывать весь район вдоль берега Камогавы и получили информацию, что на севере, в гостинице Икеда-я возле Сандзё Кобаси, возможно, Тёсю устраивают тайное собрание.
Оставив несколько человек снаружи, Кондо Исами, Окита Соджи, Нагакура Шинпачи и Тодо Хэйске вошли туда с парадного входа и обнаружили ружья, копья и прочее оружие, которое они связали вместе, чтобы конфисковать. Войдя в переднюю, они позвали хозяина Икэда-я и сообщили: «Сегодня вечером мы проверяем все гостиницы!» Хозяин перепугался и бросился по дальней лестнице на второй этаж, четверо шинсеновцев сразу ринулись за ним, а там - человек двадцать Тёсю, и все с мечами наизготовку. «Вы арестованы до выяснения обстоятельств. Если окажете сопротивление, будете безжалостно убиты», - громовым голосом выкрикнул Кондо. Мятежники задрожали от страха и отступили назад, но тут самый отважный из них внезапно атаковал. Окита мгновенно прикончил его одним ударом. Тогда остальные кинулись на первый этаж, и Кондо незамедлительно приказал следовать за ними.
В нижних комнатах горел свет, и это стало для Шинсенгуми большой подмогой, но вскоре Окита из-за своей болезни был вынужден покинуть поле боя, так что внутри гостиницы их осталось трое. Кондо держал оборону в дальних комнатах, Нагакура караулил участок от кухни до главного входа, Тодо – выход в сад.
Заметив, что один из мятежников рванулся к передней двери, Нагакура погнался за ним. Возле самого выхода беглеца пронзил копьем Тани Мантаро, а Нагакура добил ударом в плечо, после чего вернулся на прежнее место. Когда еще один человек побежал к тому же выходу, Нагакура догнал его и разрубил от плеча наискось.
Тогда кто-то из заговорщиков бросился в сторону сада и скрылся в уборной. Нагакура проткнул врага насквозь, тот попытался выхватить свой меч, но лишился сил и упал. Не медля ни минуты, шинсеновец рассек его одним ударом.
Тодо Хэйске был серьезно ранен одним из Тёсю, кровь заливала ему глаза, мешая сражаться, и к тому же у него сломалось лезвие меча. Увидев это, Нагакура поспешил на помощь к Тодо, намереваясь ударить в бок его противника, но тот умело отразил удар и переключился на Шинпачи. Тодо из-за тяжелой раны был уже не в состоянии продолжать бой.
Нагакура бился не на жизнь, а на смерть. Кондо Исами заметил, что Шинпачи трижды чуть не ранили, и хотел прийти ему на помощь, но не мог, поскольку сам в глубине комнаты противостоял множеству противников. В конце концов Нагакура одолел врага, разрубив ему плечо.
Четверо мятежников сложили оружие и принесли извинения, после чего были немедленно связаны.
У Нагакуры была слегка поранена ладонь, а лезвие меча расколото, так что пришлось взять катану одного из Тёсю. В этот момент через парадный вход ворвались сразу несколько человек из Шинсенгуми и принялись обыскивать гостиницу. Проломив потолок, со второго этажа рухнул один из заговорщиков, и его тут же зарубил Такэда Канрюсай. Все те, кто успел выбежать на улицу, сдались подоспевшим ополченцам.
Шимада Кай скрестил копье с вражеским клинком, и когда ему срезали основание копья, мигом расправился с противником катаной.
Перед Икеда-я в районе Сандзё Кобаси тоже случались стычки. Хозяину Икеда-я не связали руки, в результате чего он развязал нескольких заговорщиков и дал им сбежать. Заметив это, Харада Саноске бросился вдогонку и расправился с ними своим копьем.
В это время вассалы Мацудайры Эттю-но ками (Мацудайры Садааки) убили двух Тёсю – те погибли мгновенно. А вассалы Мацудайры Хиго-но ками (Мацудайры Катамори) приняли мятежника из Тёсю за самурая клана Минакути, и не став его связывать, повели под арест. По дороге задержанный рубанул воина клана Айдзу от плеча наискось и бросился бежать, но у ворот резиденции Тёсю его нагнали и прикончили.
Тем временем Шинсенгуми арестовали еще 4 или 5 человек из Тёсю, а также хозяина Икеда-я, и всех без исключения доставили в городскую префектуру.
После этого Мацудайра Хиго-но ками незамедлительно доложил о происшедшем императорскому двору, где все были в большом восхищении. В награду Шинсенгуми пожаловали от императора 300 рё, от сёгуната дарственный меч и 500 рё, и от Мацудайры Хиго-но ками 25 рё.
Эттю-но ками и Хиго-но ками - почетные титулы, дающиеся по названию провинций, что-то типа "граф Хиго".Икедая в картинкахНу а теперь картинки ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Это план гостиницы Икеда-я и схема передвижения отрядов Кондо и Хиджикаты:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/70283551.jpg)
Цифрами указан размер комнат в татами. В "кассе", видимо, сидел администратор, а в "чулане" оружие хранилось. Красной стрелкой показано, по какой лестнице и куда поднялся Кондо и остальные.
Здесь схемка еще лучше - если навести на нее мышкой, будет видно, кто где находился.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/70284252.jpg)
На втором этаже слева Окита, справа Кондо. На первом: у входа Тани Мантаро и Такэда Канрюсай, у выхода во внутренний дворик – Тодо, посреди коридора Нагакура.
Еще трое держали оборону в садике позади гостиницы, и им пришлось сложнее всего – там открытое пространство, убегающие могли попрыгать с любого места энгавы и напасть с любой стороны. Так что Окудзава скончался на месте, Андо и Нитта позже умерли от ран.
Это вот тот самый второй этаж:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/70283758.jpg)
Крохотная Икеда-я:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/70284048.jpg)
Нагакура пишет: "в нижних комнатах горел свет" - там даже не просто свет, а "восьмикомнатная лампа" )) Я искала, что это такое и нашла:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/70283825.jpg)
Ну а вот так выглядит Икеда-я в наши дни:
![](http://naokun.cocolog-nifty.com/nekozura/images/2009/08/03/ikedaya0908061.jpg)
"Гион кайсё", который упоминается в тексте, это дословно "зал собраний" в Гионе. Были раньше такие здания и в городах, и в деревнях - там люди собирались что-нибудь обсудить или купить-продать, там находились всякие торговые представительства и т.п. Сейчас на этом месте вот что:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/70283976.jpg)
Это если смотреть от храма, а если лицом к воротам храма, то вот (бывшие "торговые палаты" тут справа):
![](http://static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/70284021.jpg)
На сайте, где я нашла небольшое описание этого "зала собраний", сказано что возле него Шинсенгуми ждали подкрепление от клана Айдзу, но так и не дождались и решили действовать самостоятельно.
@темы:
домики,
Шинсен-трава,
исторические материалы,
Мемуары Нагакуры,
Икеда-я,
переводческое
Мррррр всегда рады помочь!
Кстати, кыс, в смысле, Фусиги... По-моему, та газета называлась "Отару симбун", а не что-то от сибирской луны
И я полезла в оригинал - проверять
Донна Анна (Ллиотар) А на предмет очипяток я на ночь глядя это дело не проверила ))) Спасибо, Рысенька! "Симбун" конечно (это и есть "газета" по-японски. А Отару - название города, в котором она издавалась).
мы втроем три дня разбирали одно предложение
Да уж.
А насчет Фурутаки я еще вот что думаю: раз журналистская версия по основной сути мало чем отличается от оригинальной, разве что чуть подробней, Нагакура вполне мог устно рассказать то, о чем писать не стал. Потому как пытки явно были, и учитывая что шинсеновцев было всего-то 34 человека, проводил их если и не лично Хиджиката, то все равно кто-то из своих.
Очень может быть.
Кто ж теперь знает... Я не утверждаю, что Фурутаку не пытали, у меня только сомнения, что пытал лично Хидзиката. Просто замком, собственолапно забивающий деревянные гвозди в пятки
подопытногоподследственного, это как-то больше из серии второсортных страшилок о "демонах в голубых хаори". Дело даже не в какой-то моей особой симпатии к этому человеку, я лишь исхожу из того, что ему лично марать руки необходимости не было. А вот подкинуть идею и руководить процессом - это более вероятно. Так что, вполне возможно, либо журналист, либо Накагура слегка преукрасили))) Но и личного участия замкома я тоже не исключаю: от него чего угодно можно ожидатьигрушкигвозди!А вот кстати, о демонах! Вот здесь в английском переводе Шинсенгуми Тэнмацуки говорится:
"In the beginning, Kondou -sensei himself who interrogated Furutaka, but Furutaka chose not to say a word. He still endured his demeanor though his back was crushed because of the tortures (Eek!). Hopeless to make him talk, Hijikata-sensei took charge. A man who was known as "The Demon of Shinsengumi" tied Furutaka's hands on the back and hung him with his feet on the ceiling on the room..."
Я была уверена, что "они-фукучё" - это тоже из Нагакуры
Вот и я про то же: уровень бульварной газетёнки. Эх, что взять с нашего брата...
Shmyrina_Anna Не отбирайте у замкома игрушки гвозди!
Да, жалко будет, если такая готичная история окажется очередной байкой. Так, глядишь, и развенчается по-тихоньку образ "демона-замкома") А сколько его поклонников разочаруется))
Мне столько говорят про вражий стан, а кто там что писал вообще? Кроме мемуаров Кацуры, ничего не знаю ))
А вот, кстати, про Кацуру... Интересно, что он такого понаписал в мемуарах про Икедаю, что историки до сих пор не могут толком разобраться, что же произошло?
Умэ-Эльва Сколько я понимаю, он просто очень туманно выразился насчет своего присутствия, точнее - отсутствия. Или причин отсутствия. Так, что у всех читающих возникает вопрос, а был ли этот мальчик.
Ну, образ демона-замкома все же не гвоздями едиными по свечному воску писан.
Сколько я понимаю, он просто очень туманно выразился насчет своего присутствия, точнее - отсутствия.
Ну, думаю, у него на то были веские причины))
Ну, образ демона-замкома все же не гвоздями едиными по свечному воску писан.
Вот это прямо обнадёживает)))
Где-то мне это попадалось, буквально пара строк: Пришел в Икедаю, но видимо слишком рано - там еще никого не было. И ушел. И больше не приходил.
Где был, что делал - неизвестно ))
Донна Анна (Ллиотар) Дык этот... который с Ито. Синохара, кажись. Вроде его записки были у тебя накопаны.
У меня? *чешет репу* Не, такого вроде не было. Письмо Ито было, которое маме от "Кашитаро и Мики"
Вроде в представительстве... не то Тёсю, не то Тоса... боюсь запутать, короче, в клановой резиденции сидел.
Не, такого вроде не было.
Или мы просто накопали, что они были... Или это был не Синохара, но точно кто-то из клики Ито. Да нет, он вроде. Итить, или это я уже с РХ путаю... Не путаю. Синохара точно оставил мемуары, РХ об этом упоминает и цитирует их. Местами он верхушку Шинсена приложил за здорово живешь. Вот интересно было бы на этот опус взглянуть. Это к вопросу о демоне-замкоме.
Симодзава Кан? А это не по его сценарию Кэндзи Мицуми снимал фильм "Хроники Синсенгуми" 1963 года?
Да!!! Они называются 秦林親日記 (Hata Shigechika Nikki), но в виде книги я что-то такого нигде не вижу.
In his memoirs, Shinohara describes pivotal events and circumstances surrounding the Shinsengumi and his own assassination attempt on Kondo Isami and Ito Kashitaro as well as the battles in Aburakoji - я это уже хочу!
Умэ-Эльва Ну, не исключено. Книжка известная, хотя и травянистая.
Не отбирайте у замкома игрушки гвозди!
Да, чего вы к этим гвоздям привязались? Пытки по тем временам - нормальная судебная/досудебная? практика, разве нет?
Пытки по тем временам - нормальная судебная/досудебная? практика, разве нет?
Да. Но мы, собственно говоря, не об этом, а о том, что в данном конкретном случае жестокость пыток могла быть приувеличена. Да, кстати, никто дорогого демона-замкома на этом основании не обеляет
Ну, во всяком случае вряд ли ненормальней, чем убийства и сэппуки ))
Меня задевает другое: когда везде в качестве источника какого-либо факта указывается что-то, а потом это "что-то" открываешь, а там этого нет! Сразу возникает вопрос – а где тогда есть? Может, вообще придумано?