понедельник, 02 января 2012
С родовым именем господина замкома вроде уже давно разобрались, теперь попробую с гербом.

Этот мон очень старинный, использовался задолго до Хиджикаты многими известными самураями, и до сих пор его можно встретить на воротах храмов, на фонариках, японских барабанах и много где еще. Откуда же он взялся?
читать дальшеТомоэ (巴 ) или архаическое "томовэ" (ともゑ ) - три капли, сходящиеся в центре окружности. Их еще называют "круги на воде" или "круговорот", а одиночный символ - "запятая", "раковина", "панцирь улитки".
Этот символ имеет множество значений. Считается, что он пришел в Японию из Китая, где символизировал тройственный союз между Землей, Небом и Человеком. Этот союз был равновеликим, и взаимодействие его составляющих определяло мировую гармонию. К тому же это символ вечности, символ циркуляции энергии.
Томоэ встречается и в синтоизме, и в буддизме, причем толкования его различаются в зависимости от того, какой религией или сектой он используется.
В Японии томоэ стал прежде всего символом воды, водоворота. Использовался как амулет защиты от огня, а позже и как защитный знак воинов.
Узор томоэ похож на корейский Taegeuk, тибетский Gankyil или китайский Инь-Ян. Есть мнения, что он от них и происходит. Но существует и теория, что томоэ - исконно японский символ, который со временем сложился из камешков-амулетов магатама.

Само слово "томоэ", скорее всего, происходит от названия старинного кожаного нарукавника лучников - томо (鞆 ), который надевали на левую руку.
Кстати, у японцев раньше левая рука называлась 弓手 (юндэ) - рука для лука, а правая 馬手 (мэтэ) - рука для лошади. В одной поводья держать, в другой оружие!
Так вот, томо-э (鞆絵 ) - дословно "рисунок на нарукавнике".
Почему воины стали носить на нарукавниках этот знак, отдельная история.
Со стародавних времен существовал в синтоизме бог Хачиман - покровитель крестьян и рыбаков. Затем под этим именем был обожествлен император Одзин - прародитель клана Минамото, и Хачиман стал считаться покровителем этого клана. Когда Минамото-но Ёритомо захватил власть и основал сёгунат Камакура, Хачиман обрел большую популярность у воинов и начал восприниматься как бог войны, покровительствующий героям во время битвы.
А мицу-домоэ (тройное томоэ) - как раз символ Хачимана, который и по сей день используется в его храмах.
Причем храмы Хачимана в Японии есть и синтоистские, и буддийские, потому что с 8 века этот ками причислен к бодхисаттвам.

Популярность символа Хачимана у воинов и определило его частое использование в самурайской геральдике.
Что касается собственно гербов, в Японии они появились в период Хэйян и первоначально были эмблемами благородных родов. Но уже в начале эпохи Эдо свой мон, или точнее "камон" (家紋 - "знак дома") могли иметь чуть ли не все: аристократы, самураи, священники, актеры, гейши, ремесленники, торговцы, свободные крестьяне. Камон по сути не являл собой признак родовитости, как принято в Европе, а служил для отличия одних семей от других. В современной Японии практически каждая семья имеет свой камон, однако используются эти знаки довольно редко.
Естественно, моны часто повторялись и совпадали, особенно если в качестве мона выбирался какой-нибудь распространенный символ.
Вот например разные люди, гербом которых было томоэ: www.ippongi.com/2009/01/16/tomoe/
(там же внизу есть табличка с другими монами, можно и их обладателей посмотреть)
А вот список монов членов Шинсенгуми: www.bakusin.com/kamon.html
Взяты они там в основном с надгробных камней, поэтому у Кондо получилось аж пять монов. Основной самый верхний, второй - его разновидность, третий ему Шимада Кай пожаловал из-за того что в фамилии Кондо есть кандзи 藤 - глициния, как у Фудзивары, четвертый - мон основателя стиля Тэннэн ришин рю, а пятый (с рогами) вообще от приемного сына Кондо ))
У Хиджикаты мон "хидари мицу домоэ" (тройное томоэ, закрученное влево). Насколько давно этот мон использовался в его семействе, неизвестно, но по крайней мере еще псевдоним деда Хиджикаты Тошизо содержал в себе знак томоэ: 石巴 (Сэкиха). Выяснилось, что многие семьи с фамилией Хиджиката имеют тот же мон.
Хидари мицу домоэ был изображен на табличке с посмертным именем Хиджикаты, а в его семейном храме Сэкидэн-дзи на надгробном камне был символ, закрученный вправо. Но на новом камне его исправили, чтоб было как везде.

Еще про разновидности томоэ можно почитать здесь, а я пока на этом закругляюсь 
@темы:
картинки,
Хиджиката,
а че я нашла,
исторические материалы,
нихонго,
переводческое
Оказывается, тут такая история интересная...
А я всегда в этом моне видела сюрикен - не знаю, почему...*)))...
О, да! Тосидзо Хаятович - он такой! Как запустит моном в глаз - мало не покажется!
А что? Noblesse oblige, как-никак!
А еще про Хиджикатин мон на банках с кофе пишут!
читать дальше
Просветите не-сакуру: кем таким был Шимада Кай, что мог жаловать мон командиру своего отряда?
А, кстати, что там написано про два мона Окиты? У меня была гипотеза о том, почему мона - два, но именно что гипотеза.
Шимада Кай ему памятник ставил, мог по идее там что угодно нарисовать )) Но это, я так поняла, не с памятника, а просто Шимада где-то написал, что моном Кондо была вот эта "сагари фудзи" - свисающая глициния.
А про Окиту написано, что первый мон - с его надгробного камня в Сэнсё-дзи. Там он слегка продолговатый, но скорее всего был круглый (мару-ни мокко). А второй - мон его семьи, который у всей его родни. Отличается тем, что внутри круга - еще одно тонкое кольцо. А что за гипотеза?
А про Окиту - была гипотеза, что он чуть изменил мон, чтобы тот отличался от семейного, когда стало ясно, что наследником семьи быть не ему.
А про Окиту может и так, а может просто на памятнике так высекли неправильно. Кто ему тот памятник устанавливал? Вон у Хиджикаты на надгробии тоже запятые были не в ту сторону, хотя там по идее родственники ставили... Пыталась, кстати, фотку найти, как оно выглядело, но так и не нашла. А у Окиты мон на камне еле видно...