Всем известно, что у Хиджикаты было много женщин. Но мало кто представляет, сколько "много" и каких именно. Подлинной картины не передает ни один фильм, аниме или манга. В тайге более-менее обозначено, что он был бабник, но до истинных масштабов там все равно далеко )) Возможно, японцы считают, что бурное сексуальное прошлое портит имидж национальных героев и подает дурной пример подрастающему поколению, поэтому часто Хиджикату показывают как сурового воина, который на женщин и не взглянет, пока не истребит всех врагов сёгуната. Или пока главная героиня его не возьмет измором. Хотя тут реальность куда интереснее вымысла
трактат с фоткамиИнтерес к женскому полу будущий замком Шинсенгуми начал активно проявлять лет в 15-16 (17 по японскому счету). Настолько активно, что вылетел за это с работы. Хозяин магазина тканей в Тэнмачё, пригороде Эдо, уличил Тошизо в связи с работницей того же магазина и уволил его. Есть еще версия, что девушка забеременела, а Хиджиката сбежал от ответственности. И наоборот, что он собрался на ней жениться и пришел в Хино посоветоваться с Сато Хикогоро, а тот был категорически против, чтобы его родственник связывал судьбу с девицей непонятного происхождения. И тогда Тошизо вернулся в магазин и сам уволился. Что там дела происходили на самом деле, трудно сказать, но любовная связь с работницей лавки тканей у него точно была.
Вернувшись домой, красавец Тоши стал бродить по всей округе и продавать семейное лекарство, и наверняка тоже не испытывал недостатка в девушках. К тому же в те времена в Японии была широко распространена проституция, которая воспринималась как нормальное явление, потому что в синтоизме секс не считается чем-то греховным, а буддийские призывы к сексуальной умеренности японцы спокойно игнорировали. В крупных городах существовали кварталы публичных домов, узаконенные сёгунатом, и на постоялых дворах, в чайных домиках, банях и т.п. были свои проститутки - юдзё. Поэтому для удовлетворения мужских потребностей жениться было совершенно необязательно ))
Например, в Эдо выбрать девушку можно было, прогуливаясь по улицам веселого квартала Ёшивара. В XVIII веке число проституток там колебалось около 3000 человек. Они сидели по сторонам улиц, на верандах за решетчатыми стенками:
В то время бытовало стойкое мнение о том, что жена необходима только для рождения детей и в качестве дополнения к домашнему очагу, а развлечения и удовольствия в сексе следует искать вне дома. Измена жены строго каралась, а мужу не возбранялось проводить время в веселых кварталах. Да и женить старались как можно скорее только старшего сына, поскольку он являлся наследником всего отцовского имущества и должен был продолжить род.
У Тошизо формально не было ни кола, ни двора, жену он мог привести только в дом либо к сестре, либо к старшему брату, а там она даром не сдалась. И будущим детям опять же оставить нечего, кроме короба из-под "Ишида Санъяку". Тем не менее, со временем старший брат Тамэдзиро все-таки нашел ему подходящую невесту. Слепой Тамэдзиро был сказителем-гидаю: рассказывал пьесы, аккомпанируя себе на сямисэне. Поэтому он частенько захаживал в лавку торговца музыкальными инструментами, у которого была дочь с музыкальным именем О-Кото (это такой 13-струнный инструмент).
Девушки с кото и сямисэном
Эта О-Кото тоже и играла, и пела, и говорят, красавица была. Но свадьба так и не сладилась, потому что Тошизо сказал, что ему не до жены и домашнего хозяйства, когда в стране такие дела творятся. "Хочу чего-нибудь достигнуть и прославиться, поэтому мне пока еще нужна свобода", - не знаю, откуда эту его фразу взяли, но в двух книжках она выглядит примерно так )) Все же помолвка состоялась. О-Кото долгое время считалась невестой Хиджикаты, и даже когда он уже был замкомом Шинсенгуми, она его ждала. И только в свой предпоследний приезд на родину, в 1867 году, он расторг эту помолвку.
А в 1863 году, собираясь в Киото, Хиджиката написал в своем сборнике хайку:
Кто познал уже, тот блуждает,
Кто не знает - не заплутает.
Таковы дороги любви.
И обвел это стихотворение, что тогда было равносильно зачеркиванию. То ли оно ему не нравилось, то ли он сам себе хотел напомнить, что собирается не на дорогу любви, а на дорогу закона и вообще на тропу войны... Но в итоге в Киото он прекрасно совмещал то и другое, и на дороги любви то и дело сворачивал.
Когда будущие Шинсенгуми, то есть бывшие ученики бедного додзё, поступили на службу к Мацудайре, у них наконец-то появились деньги. Поэтому им открылись неведанные доселе перспективы и возможности, в том числе развлечения с дорогими куртизанками. Чем они немедля и воспользовались )) Первые большие зарплаты им выдали во время службы в Осаке в апреле-июле, а после защиты дворцовых ворот в августе 1863го, когда Мибу Рошигуми получили официальное признание и новое название, возможно денег еще прибавили.
А в ноябре 1863 года Хиджиката, тогда уже полноправный заместитель командира Шинсенгуми, написал в письме своему другу Коджиме Шиканоске:
Хоть мы и стремимся верно и патриотично служить отечеству, меня тянет к женщинам так, что и кистью не описать. Как например: в Шимабаре тайю Ханагими и тэндзин Ичино, в Гионе примерно три так называемых гейко, в Китано майко по имени Кимигику и Кораку, в Осаке, в квартале Шинмачи, тайю Вакадзуру и еще две-три, а в Китано-Шинчи такое множество, что кисть сотру, пока всех перечислю. Вот и представь себе!
Патриотический долг
В сердце моем позабыт.
Ах, женщины...
Сбился Тошизо с верного пути!
Вопиющее хвастовство, хоть и с ироничной самокритикой ))) Уж не знаю, что ему Коджима на это ответил, но меньше чем через год, 21 сентября 1864 года, Хиджиката отправил ему целую пачку женских писем, адресованных себе любимому. С пометкой "Высылаю тебе сущую безделицу - погляди, позабавься". Коджима в своих "Жизнеописаниях двух великих воинов" вспоминает, как все в его додзё веселились этой выходке
После инцидента в Икеда-я командиры Шинсенгуми пользовались особенной популярностью у женщин веселых кварталов.
Ближе всего к казармам Шинсенгуми находилась знаменитая Шимабара (от Мибу - 1,3 км, от Ниси-Хонгандзи всего 700 м по прямой). Но Хиджиката, как истинный ценитель женщин, одной Шимабарой не ограничивался, и ходил за 3 километра в Гион и за 3,5 - в Китано. Возможно потому, что в одном и том же публичном доме смена девушки не поощрялась. Рекомендовалось, раз выбрав проститутку, "придерживаться" ее. Вот он и придерживался, но разных ))
Все юдзё ранжировались согласно сложной иерархии, в зависимости от места обитания и уровня предоставляемых услуг. От ранга зависела и их стоимость. Самыми высококлассными куртизанками, доступными только богатым слоям населения, были тайю. Эти женщины отличались прекрасными манерами, разбирались в искусстве икэбана и чайной церемонии, умели поддержать изысканную беседу, музицировали, танцевали, и к тому же оказывали услуги более интимного характера. Правда, доступ к телу тайю открывался не менее чем через три визита (разумеется, щедро оплаченных), в процессе которых она должна была привыкнуть к клиенту и либо согласиться, либо отказать ему в переходе на более близкие отношения.
Тайю могли стать лишь самые одаренные девушки, достигшие определенной известности. К примеру, в Шимабаре общее число проституток не превышало 500 человек, из них тайю было не больше 15.
Статус тайю был куда выше, чем у гейш. Неудивительно, что столь значительная персона никуда не выходила одна. В ее свиту входило 1-2 "камуро" (учениц, девочек от 6 до 10 лет), 1-2 служанки, 1-2 проститутки более низкого ранга, мужчина, который нес зонтик над тайю, 1-2 мужчины, которые развлекали гостей шутками-прибаутками.
В отличие от обычных проституток, которые не имели права выходить за пределы веселых кварталов, тайю могли посещать дома своих клиентов.
"Коллеги" тайю в Эдо назывались ойран. Здесь на левом фото тайю, на правом ойран. Их можно отличить по прическам - у тайю на голове обычно три гребня и шпильки с подвесками, или целая "люстра" с висюльками, а у ойран просто много шпилек, которые торчат со всех сторон. Пояс тайю завязывают особым узлом - в форме сердца. У ойран пояс свисает свободнее и сверху бывает обвешан шелковыми веревочками. При этом и те, и другие пояс завязывают спереди, чтобы подчеркнуть свою аристократичность - с таким бантом на груди невозможно выполнять какую-либо работу, да и руки полагается прятать под этим узлом.
Куртизанки белят лицо и по старой традиции чернят зубы. Воротник кимоно тайю слегка отогнут справа, показывая красную подкладку.
Обувь тайю и ойран - очень высокие гэта с тремя зубцами. У ойран они бывают еще выше и часто снабжены соломенной стелькой. Носят их всегда на босу ногу.
И я таки нашла, как в этом ходят! Особым шагом, ооочень медленно: youtu.be/JZwVXc1lr7w
Здесь можно полюбоваться на "парад ойран": youtu.be/tghFOrAszuE
А здесь почитать интервью с современной тайю (очень интересно!): rybalko-orient.com.ua/2011/01/tayu-part-2/
В общем, на банкетах тайю - "королева бала". И как я вычитала в одной статье, "рядом с такой женщиной любой самурай мог почувствовать себя как современный бизнесмен в обществе топ-модели"
Следующий ранг после тайю - тэндзин. С ними сложнее, их в Японии вообще не сохранилось, а по поиску выдается что угодно, кроме проституток, потому что "тэндзин" (天神 ) - это дословно "небесные боги". В Вики написано, что тэндзин в Шимабаре это то же самое, что коси-дзёро (проститутки за решеткой) в Эдо, но я что-то сомневаюсь, чтобы после шикарной тайю сразу шли подобные девицы. В любом случае, выглядеть они могли примерно так:
Как и высококлассные куртизанки, обычные проститутки тоже завязывали оби спереди, но с другой целью - чтобы быстрее было развязывать ))
А вот у гейш, в отличие от юдзё, пояс-оби завязан сзади. Потому что гейши не занимались проституцией. Основное их искусство заключалось в умении придавать разного рода встречам раскрепощенную дружескую атмосферу, вести с клиентами разговоры на любую тему, подливать им сакэ, петь и играть на музыкальных инструментах. Гейши славились тем, что могли разговаривать с любым, даже с самым закрепощенным клиентом о том, что его действительно интересует. Считалось, что "жена – для дома, проститутка – для секса, гейша – для души".
Опять же в отличие от юдзё, гейши работали не только и не столько в "веселых кварталах". Они приходили по вызовам всюду, где мужчины собирались на дружеские вечеринки. И если тайю восседала на банкетах как царица, то гейши сновали между гостями, не оставляя без внимания никого. Официально секс в программу развлечений с гейшами не входил, но в реальности все зависело от клиента )) Если гейша и заводила любовников, то делала это по собственному желанию.
В Киото гейши назывались "гейко" - разницы с прочими в общем-то никакой, но это был своеобразный знак качества.
На фото гейши прошлого века и современные. У них всё намного скромнее, чем у тайю и ойран.
Майко - это гейши-ученицы. Их название переводится как "танцующее дитя" - в период своего обучения они обычно наблюдают за работой гейш и выступают только с танцами. Наряды майко гораздо ярче и цветастей, чем у гейш. Они носят разноцветные кимоно с длинным рукавом "фурисодэ", концы их пояса-оби на спине не собраны, а свисают вниз. Традиционная прическа майко - пучок, в который посередине вплетена лента, и заколки-кандзаши с цветами, причем каждому из сезонов соответствует определенный цветок.
Вот тут хорошо видно разницу между майко и гейко:
У майко специальная обувь - окобо на большой танкетке. Воротнички нижнего кимоно у начинающей майко красные, со временем их меняют на всё более и более расшитые белыми и золотыми нитями. Когда майко становится гейко, происходит церемония "смены воротничка". Меняется также и прическа. В старые времена смена причёски происходила после мидзуагэ, потери девственности, примерно в 11-15 лет. В наше время мидзуагэ не проводится, а перемена происходит в восемнадцатилетие майко или через три года после начала обучения.
Сейчас майко можно стать только после окончания средней школы. А в былые времена проданные бедными родителями девочки (8-12 лет) проходили распределение: сначала в служанки, затем в ученицы гейши, если есть способности, а если нет - рабочая сила в бордели. Майко становились в 12-15 лет, гейшей - в 17-20. Причем 20 лет для майко - это крайний срок даже в наши дни.
И проститутки-юдзё, и гейши в большинстве своем заканчивали карьеру после 25 лет. Иногда по причине долгов им приходилось продолжать свои занятия до 27, но в данной "сфере услуг" это считалось чуть ли не преклонным возрастом.
На старых фотографиях действительно совсем девочки:
Но есть и чуть постарше:
ребенок ХиджикатыА вот теперь самое интересное применительно к Хиджикате. В его письме упоминаются "майко по имени Кимигику и Кораку" из Китано. Выходит, они были младше его лет на 10-15. Но вероятней всего, именно Кимигику (君菊 ) стала его "любимой наложницей" и матерью его ребенка.
Об этом упоминается в воспоминаниях все того же Коджимы Шиканоске, который всегда был хорошо осведомлен о любовных делах Хиджикаты.
Вот текст: 土方歳三之 在京 有狎妓 生一女而夭 妓亦 後 嫁人 不審 所在
Всё предельно кратко: "Хиджиката Тошизо во время пребывания в столице сблизился с гейшей, она родила ему девочку, которая рано умерла. Потом эта гейша вышла замуж, ее местонахождение неизвестно".
妓 - не совсем "гейша", этот иероглиф входит и в слово "гейша", и в слово "майко", и "зарегистрированная проститутка". Имя не упоминается.
Зато Сато Тошинобу, племянник Хиджикаты, пишет имя - Кимицуру (или Кимидзуру - 君鶴 ).
В 22 году Мэйдзи (1889) Тошинобу ездил по делам на Кюсю и заодно посетил Киото, где встречался с Шимадой Каем и Ямано Ясохачи из Шинсенгуми. Кроме этого, в его дневнике записано:
土方歳三の愛妾を探る。北野天神東門外上七軒町の歌妓、君鶴と云いし者、その後、人に嫁してすでに四年前死去せりと聞知す。
"Я искал любимую наложницу (содержанку) Хиджикаты Тошизо. Она была каги в Китано, Камиситикэн-мачи, и звали ее Кимицуру. Затем она вышла замуж и 4 года назад скончалась - вот что я разузнал".
歌妓 (каги) - певичка, гейша. В английском словаре подробней: "woman who earns her living by entertaining with song, dance and playing the shamisen; geisha who sings at parties".
Адрес он указывает подробно, но я не представляю, как его полностью перевести )) В нем есть слово "тэндзин", но это храм такой в Китано. И некие "восточные ворота".
В общем, японские исследователи полагают, что эта самая Кимицуру и есть Кимигику, и что она родила Хиджикате Тошизо дочку, которая умерла еще когда он был жив. Тем не менее, не случайно его родственники через 20 лет разыскивали эту самую "любимую наложницу". Похоже, она для Хиджикаты действительно много значила.
Об этом факте в англо- и русскоязычных биографиях Хиджикаты вообще не упоминается. Зато в них пишут: "К 1868 году Хидзиката вообще стал избегать женщин" и "Когда Хиджиката перехал на Хоккайдо, то исключил женщин из списка своих потребностей". Не знаю, откуда такие сведения. Скорее всего, сведений нет никаких ))
По крайней мере в Айдзу, пока Хиджиката лечил свою ногу, у него была масса возможностей НЕ избегать женщин, а на Хоккайдо... На Хоккайдо создавать республику Эдзо прибыло 8 кораблей с более чем 2000 чел. на борту. И вряд ли среди них были женщины. В Хакодатэ, естественно, были свои бордели, но ходил ли в них Хиджиката - кто ж теперь расскажет... В конце концов, к 34 годам можно и остепениться, тем более если в свое время нагулялся вдоволь.
Ну а про остальных членов Шинсенгуми разговор будет отдельный, потому что они были не меньшими бабниками, чем Хиджиката!
трактат с фоткамиИнтерес к женскому полу будущий замком Шинсенгуми начал активно проявлять лет в 15-16 (17 по японскому счету). Настолько активно, что вылетел за это с работы. Хозяин магазина тканей в Тэнмачё, пригороде Эдо, уличил Тошизо в связи с работницей того же магазина и уволил его. Есть еще версия, что девушка забеременела, а Хиджиката сбежал от ответственности. И наоборот, что он собрался на ней жениться и пришел в Хино посоветоваться с Сато Хикогоро, а тот был категорически против, чтобы его родственник связывал судьбу с девицей непонятного происхождения. И тогда Тошизо вернулся в магазин и сам уволился. Что там дела происходили на самом деле, трудно сказать, но любовная связь с работницей лавки тканей у него точно была.
Вернувшись домой, красавец Тоши стал бродить по всей округе и продавать семейное лекарство, и наверняка тоже не испытывал недостатка в девушках. К тому же в те времена в Японии была широко распространена проституция, которая воспринималась как нормальное явление, потому что в синтоизме секс не считается чем-то греховным, а буддийские призывы к сексуальной умеренности японцы спокойно игнорировали. В крупных городах существовали кварталы публичных домов, узаконенные сёгунатом, и на постоялых дворах, в чайных домиках, банях и т.п. были свои проститутки - юдзё. Поэтому для удовлетворения мужских потребностей жениться было совершенно необязательно ))
Например, в Эдо выбрать девушку можно было, прогуливаясь по улицам веселого квартала Ёшивара. В XVIII веке число проституток там колебалось около 3000 человек. Они сидели по сторонам улиц, на верандах за решетчатыми стенками:
В то время бытовало стойкое мнение о том, что жена необходима только для рождения детей и в качестве дополнения к домашнему очагу, а развлечения и удовольствия в сексе следует искать вне дома. Измена жены строго каралась, а мужу не возбранялось проводить время в веселых кварталах. Да и женить старались как можно скорее только старшего сына, поскольку он являлся наследником всего отцовского имущества и должен был продолжить род.
У Тошизо формально не было ни кола, ни двора, жену он мог привести только в дом либо к сестре, либо к старшему брату, а там она даром не сдалась. И будущим детям опять же оставить нечего, кроме короба из-под "Ишида Санъяку". Тем не менее, со временем старший брат Тамэдзиро все-таки нашел ему подходящую невесту. Слепой Тамэдзиро был сказителем-гидаю: рассказывал пьесы, аккомпанируя себе на сямисэне. Поэтому он частенько захаживал в лавку торговца музыкальными инструментами, у которого была дочь с музыкальным именем О-Кото (это такой 13-струнный инструмент).
Девушки с кото и сямисэном
Эта О-Кото тоже и играла, и пела, и говорят, красавица была. Но свадьба так и не сладилась, потому что Тошизо сказал, что ему не до жены и домашнего хозяйства, когда в стране такие дела творятся. "Хочу чего-нибудь достигнуть и прославиться, поэтому мне пока еще нужна свобода", - не знаю, откуда эту его фразу взяли, но в двух книжках она выглядит примерно так )) Все же помолвка состоялась. О-Кото долгое время считалась невестой Хиджикаты, и даже когда он уже был замкомом Шинсенгуми, она его ждала. И только в свой предпоследний приезд на родину, в 1867 году, он расторг эту помолвку.
А в 1863 году, собираясь в Киото, Хиджиката написал в своем сборнике хайку:
Кто познал уже, тот блуждает,
Кто не знает - не заплутает.
Таковы дороги любви.
И обвел это стихотворение, что тогда было равносильно зачеркиванию. То ли оно ему не нравилось, то ли он сам себе хотел напомнить, что собирается не на дорогу любви, а на дорогу закона и вообще на тропу войны... Но в итоге в Киото он прекрасно совмещал то и другое, и на дороги любви то и дело сворачивал.
Когда будущие Шинсенгуми, то есть бывшие ученики бедного додзё, поступили на службу к Мацудайре, у них наконец-то появились деньги. Поэтому им открылись неведанные доселе перспективы и возможности, в том числе развлечения с дорогими куртизанками. Чем они немедля и воспользовались )) Первые большие зарплаты им выдали во время службы в Осаке в апреле-июле, а после защиты дворцовых ворот в августе 1863го, когда Мибу Рошигуми получили официальное признание и новое название, возможно денег еще прибавили.
А в ноябре 1863 года Хиджиката, тогда уже полноправный заместитель командира Шинсенгуми, написал в письме своему другу Коджиме Шиканоске:
Хоть мы и стремимся верно и патриотично служить отечеству, меня тянет к женщинам так, что и кистью не описать. Как например: в Шимабаре тайю Ханагими и тэндзин Ичино, в Гионе примерно три так называемых гейко, в Китано майко по имени Кимигику и Кораку, в Осаке, в квартале Шинмачи, тайю Вакадзуру и еще две-три, а в Китано-Шинчи такое множество, что кисть сотру, пока всех перечислю. Вот и представь себе!
Патриотический долг
В сердце моем позабыт.
Ах, женщины...
Сбился Тошизо с верного пути!
Вопиющее хвастовство, хоть и с ироничной самокритикой ))) Уж не знаю, что ему Коджима на это ответил, но меньше чем через год, 21 сентября 1864 года, Хиджиката отправил ему целую пачку женских писем, адресованных себе любимому. С пометкой "Высылаю тебе сущую безделицу - погляди, позабавься". Коджима в своих "Жизнеописаниях двух великих воинов" вспоминает, как все в его додзё веселились этой выходке
После инцидента в Икеда-я командиры Шинсенгуми пользовались особенной популярностью у женщин веселых кварталов.
Ближе всего к казармам Шинсенгуми находилась знаменитая Шимабара (от Мибу - 1,3 км, от Ниси-Хонгандзи всего 700 м по прямой). Но Хиджиката, как истинный ценитель женщин, одной Шимабарой не ограничивался, и ходил за 3 километра в Гион и за 3,5 - в Китано. Возможно потому, что в одном и том же публичном доме смена девушки не поощрялась. Рекомендовалось, раз выбрав проститутку, "придерживаться" ее. Вот он и придерживался, но разных ))
Все юдзё ранжировались согласно сложной иерархии, в зависимости от места обитания и уровня предоставляемых услуг. От ранга зависела и их стоимость. Самыми высококлассными куртизанками, доступными только богатым слоям населения, были тайю. Эти женщины отличались прекрасными манерами, разбирались в искусстве икэбана и чайной церемонии, умели поддержать изысканную беседу, музицировали, танцевали, и к тому же оказывали услуги более интимного характера. Правда, доступ к телу тайю открывался не менее чем через три визита (разумеется, щедро оплаченных), в процессе которых она должна была привыкнуть к клиенту и либо согласиться, либо отказать ему в переходе на более близкие отношения.
Тайю могли стать лишь самые одаренные девушки, достигшие определенной известности. К примеру, в Шимабаре общее число проституток не превышало 500 человек, из них тайю было не больше 15.
Статус тайю был куда выше, чем у гейш. Неудивительно, что столь значительная персона никуда не выходила одна. В ее свиту входило 1-2 "камуро" (учениц, девочек от 6 до 10 лет), 1-2 служанки, 1-2 проститутки более низкого ранга, мужчина, который нес зонтик над тайю, 1-2 мужчины, которые развлекали гостей шутками-прибаутками.
В отличие от обычных проституток, которые не имели права выходить за пределы веселых кварталов, тайю могли посещать дома своих клиентов.
"Коллеги" тайю в Эдо назывались ойран. Здесь на левом фото тайю, на правом ойран. Их можно отличить по прическам - у тайю на голове обычно три гребня и шпильки с подвесками, или целая "люстра" с висюльками, а у ойран просто много шпилек, которые торчат со всех сторон. Пояс тайю завязывают особым узлом - в форме сердца. У ойран пояс свисает свободнее и сверху бывает обвешан шелковыми веревочками. При этом и те, и другие пояс завязывают спереди, чтобы подчеркнуть свою аристократичность - с таким бантом на груди невозможно выполнять какую-либо работу, да и руки полагается прятать под этим узлом.
Куртизанки белят лицо и по старой традиции чернят зубы. Воротник кимоно тайю слегка отогнут справа, показывая красную подкладку.
Обувь тайю и ойран - очень высокие гэта с тремя зубцами. У ойран они бывают еще выше и часто снабжены соломенной стелькой. Носят их всегда на босу ногу.
И я таки нашла, как в этом ходят! Особым шагом, ооочень медленно: youtu.be/JZwVXc1lr7w
Здесь можно полюбоваться на "парад ойран": youtu.be/tghFOrAszuE
А здесь почитать интервью с современной тайю (очень интересно!): rybalko-orient.com.ua/2011/01/tayu-part-2/
В общем, на банкетах тайю - "королева бала". И как я вычитала в одной статье, "рядом с такой женщиной любой самурай мог почувствовать себя как современный бизнесмен в обществе топ-модели"
Следующий ранг после тайю - тэндзин. С ними сложнее, их в Японии вообще не сохранилось, а по поиску выдается что угодно, кроме проституток, потому что "тэндзин" (天神 ) - это дословно "небесные боги". В Вики написано, что тэндзин в Шимабаре это то же самое, что коси-дзёро (проститутки за решеткой) в Эдо, но я что-то сомневаюсь, чтобы после шикарной тайю сразу шли подобные девицы. В любом случае, выглядеть они могли примерно так:
Как и высококлассные куртизанки, обычные проститутки тоже завязывали оби спереди, но с другой целью - чтобы быстрее было развязывать ))
А вот у гейш, в отличие от юдзё, пояс-оби завязан сзади. Потому что гейши не занимались проституцией. Основное их искусство заключалось в умении придавать разного рода встречам раскрепощенную дружескую атмосферу, вести с клиентами разговоры на любую тему, подливать им сакэ, петь и играть на музыкальных инструментах. Гейши славились тем, что могли разговаривать с любым, даже с самым закрепощенным клиентом о том, что его действительно интересует. Считалось, что "жена – для дома, проститутка – для секса, гейша – для души".
Опять же в отличие от юдзё, гейши работали не только и не столько в "веселых кварталах". Они приходили по вызовам всюду, где мужчины собирались на дружеские вечеринки. И если тайю восседала на банкетах как царица, то гейши сновали между гостями, не оставляя без внимания никого. Официально секс в программу развлечений с гейшами не входил, но в реальности все зависело от клиента )) Если гейша и заводила любовников, то делала это по собственному желанию.
В Киото гейши назывались "гейко" - разницы с прочими в общем-то никакой, но это был своеобразный знак качества.
На фото гейши прошлого века и современные. У них всё намного скромнее, чем у тайю и ойран.
Майко - это гейши-ученицы. Их название переводится как "танцующее дитя" - в период своего обучения они обычно наблюдают за работой гейш и выступают только с танцами. Наряды майко гораздо ярче и цветастей, чем у гейш. Они носят разноцветные кимоно с длинным рукавом "фурисодэ", концы их пояса-оби на спине не собраны, а свисают вниз. Традиционная прическа майко - пучок, в который посередине вплетена лента, и заколки-кандзаши с цветами, причем каждому из сезонов соответствует определенный цветок.
Вот тут хорошо видно разницу между майко и гейко:
У майко специальная обувь - окобо на большой танкетке. Воротнички нижнего кимоно у начинающей майко красные, со временем их меняют на всё более и более расшитые белыми и золотыми нитями. Когда майко становится гейко, происходит церемония "смены воротничка". Меняется также и прическа. В старые времена смена причёски происходила после мидзуагэ, потери девственности, примерно в 11-15 лет. В наше время мидзуагэ не проводится, а перемена происходит в восемнадцатилетие майко или через три года после начала обучения.
Сейчас майко можно стать только после окончания средней школы. А в былые времена проданные бедными родителями девочки (8-12 лет) проходили распределение: сначала в служанки, затем в ученицы гейши, если есть способности, а если нет - рабочая сила в бордели. Майко становились в 12-15 лет, гейшей - в 17-20. Причем 20 лет для майко - это крайний срок даже в наши дни.
И проститутки-юдзё, и гейши в большинстве своем заканчивали карьеру после 25 лет. Иногда по причине долгов им приходилось продолжать свои занятия до 27, но в данной "сфере услуг" это считалось чуть ли не преклонным возрастом.
На старых фотографиях действительно совсем девочки:
Но есть и чуть постарше:
ребенок ХиджикатыА вот теперь самое интересное применительно к Хиджикате. В его письме упоминаются "майко по имени Кимигику и Кораку" из Китано. Выходит, они были младше его лет на 10-15. Но вероятней всего, именно Кимигику (君菊 ) стала его "любимой наложницей" и матерью его ребенка.
Об этом упоминается в воспоминаниях все того же Коджимы Шиканоске, который всегда был хорошо осведомлен о любовных делах Хиджикаты.
Вот текст: 土方歳三之 在京 有狎妓 生一女而夭 妓亦 後 嫁人 不審 所在
Всё предельно кратко: "Хиджиката Тошизо во время пребывания в столице сблизился с гейшей, она родила ему девочку, которая рано умерла. Потом эта гейша вышла замуж, ее местонахождение неизвестно".
妓 - не совсем "гейша", этот иероглиф входит и в слово "гейша", и в слово "майко", и "зарегистрированная проститутка". Имя не упоминается.
Зато Сато Тошинобу, племянник Хиджикаты, пишет имя - Кимицуру (или Кимидзуру - 君鶴 ).
В 22 году Мэйдзи (1889) Тошинобу ездил по делам на Кюсю и заодно посетил Киото, где встречался с Шимадой Каем и Ямано Ясохачи из Шинсенгуми. Кроме этого, в его дневнике записано:
土方歳三の愛妾を探る。北野天神東門外上七軒町の歌妓、君鶴と云いし者、その後、人に嫁してすでに四年前死去せりと聞知す。
"Я искал любимую наложницу (содержанку) Хиджикаты Тошизо. Она была каги в Китано, Камиситикэн-мачи, и звали ее Кимицуру. Затем она вышла замуж и 4 года назад скончалась - вот что я разузнал".
歌妓 (каги) - певичка, гейша. В английском словаре подробней: "woman who earns her living by entertaining with song, dance and playing the shamisen; geisha who sings at parties".
Адрес он указывает подробно, но я не представляю, как его полностью перевести )) В нем есть слово "тэндзин", но это храм такой в Китано. И некие "восточные ворота".
В общем, японские исследователи полагают, что эта самая Кимицуру и есть Кимигику, и что она родила Хиджикате Тошизо дочку, которая умерла еще когда он был жив. Тем не менее, не случайно его родственники через 20 лет разыскивали эту самую "любимую наложницу". Похоже, она для Хиджикаты действительно много значила.
Об этом факте в англо- и русскоязычных биографиях Хиджикаты вообще не упоминается. Зато в них пишут: "К 1868 году Хидзиката вообще стал избегать женщин" и "Когда Хиджиката перехал на Хоккайдо, то исключил женщин из списка своих потребностей". Не знаю, откуда такие сведения. Скорее всего, сведений нет никаких ))
По крайней мере в Айдзу, пока Хиджиката лечил свою ногу, у него была масса возможностей НЕ избегать женщин, а на Хоккайдо... На Хоккайдо создавать республику Эдзо прибыло 8 кораблей с более чем 2000 чел. на борту. И вряд ли среди них были женщины. В Хакодатэ, естественно, были свои бордели, но ходил ли в них Хиджиката - кто ж теперь расскажет... В конце концов, к 34 годам можно и остепениться, тем более если в свое время нагулялся вдоволь.
Ну а про остальных членов Шинсенгуми разговор будет отдельный, потому что они были не меньшими бабниками, чем Хиджиката!
@темы: Хиджиката, исторические материалы, фотки
Наш Тоши –бабник!
И Кондо бабник,
И даже Сайто бабник хоть куда.
Харада- бабник,
Шинпачи- бабник,
И Соджи был бы, но со здравием беда.
<3<3<3
В аниме "Белый След" была у Тоси и сямисенщица и пр., и т.п.
В ХСК к Хиджикате пристроили и Кимигику ( хоть не совсем такую, но...), и (Чи)Дзуру, да и на похождения прочего комсостава за кадром сделали жирный намёк.
А в PMK соответствующих дам хоть и много, но смотрятся несколько фантастически.
Ну прямо просится
О, дааа!
Kortlach, у меня была мысль в качестве иллюстраций добавить сюда еще и кадры из фильмов-аниме, но когда я сравнила тамошние костюмы с натуральными... в общем, не стала я этого делать )) Может потом отдельно сделаю подборочку по настоящим куртизанкам и нарисованным.
В аниме "Белый След" была у Тоси и сямисенщица и пр., и т.п.
"Белый след" вообще вполне историчный, жаль только, что такой короткий. Там Хиджикатину любовницу из Киото как раз зовут Кимицуру, но в русском переводе имя не озвучивают. Только она там, похоже, тайю или тэндзин.
ХСКшную Кимигику я не люблю, потому что теперь когда настоящую ищешь, везде эта попадается. А у Чизуру второй иероглиф в имени как раз тот самый "цуру" - журавлик
У ойран лицо удивительное. Грустное такое...
А из всяких ойран эта по-моему самая красивая. Вот вроде тоже она:
Кстати, Ивасаки Минэко утверждает, что мидзуагэ у гейш с лишением девственности не было связано вообще никогда, просто назвали по аналогии (потому что гейши как подвид появились сильно позже просто девиц для секса).
На второй фотке, имхо, не ойран - у них вот эти "рога" же обязательно были... м.б. как раз тэндзин?
Ивасаки Минэко утверждает, что у гейш лишение девственности никогда не выставлялось на продажу, в отличие от ойран. К тому же Ивасаки родилась аж в 1949 году и стала гейшей уже когда проституция в Японии была запрещена. В эпоху Эдо, мне кажется, к этому несколько по-другому относились. Да и в Вики вот что написано.
На второй фотке, имхо, не ойран - у них вот эти "рога" же обязательно были... м.б. как раз тэндзин?
У тэндзин оби по-другому завязывается, и на шпильках подвески. Вот вроде тоже ойран, так что рога наверное не обязательны... Но если что, говорят, сами японцы их путают )))
А Ивасаки говорила как раз про историю, не про свой конкретно период - что вообще не практиковалось, потому что у гейш мидзуагэ совпадало обычно просто с первыми месячными. Она почти целое интервью этому посвятило, можно его поискать через англовики, что ли...
Вот вроде тоже ойран, так что рога наверное не обязательны
А не таю ли это? Вроде и гребень в волосах...
Это да Про "данна" вообще не из той оперы, это просто покровитель.
Она почти целое интервью этому посвятило, можно его поискать через англовики, что ли...
Ага, может потом поищу. Да и лучше не ее, а вообще про мидзуагэ из японоисточников. Просто объем информации большой, я не успеваю все перелопатить ))) Ищу же в основном про Шинсен и связанное с ним, ну и попутно что попадется.
Вроде и гребень в волосах...
А вот я не пойму, что там у нее - гребень или просто так накручено... Подписано было "ойран" ))
Меня еще смущают иероглифы на перекидочках у комуро. Смутно мне мерещится как раз-таки "тайю", но я никак не японист)
Это да Про "данна" вообще не из той оперы, это просто покровитель.
Это вообще "господин, сюзерен", меня прям такая сужающая трактовка аж смутила - бедные ниндзя и крестьяне с младшими самураями, они и не знали...
Ыыы, а я-то шпильки-гребешки разглядываю, а надписи почитать не удосужилась ))) О-Дайю, ага
они и не знали...
А в ХСК Ямадзаки начальство на данна называет... нет, технически в отношении Тоси это даже правильно - чего уж там, он Кимигику/Кимицуру покровительствовал же!
А данна по словарю это: разг. барин (в речи слуги); муж (в речи жены); покровитель (в речи гейши и т. п.)
В какой-то манге Харада Хиджикату тоже так называет, кажется в Гэцумэй.
Выбирается методом исключения )))) Ну типа "начальник", ага
Мидзуагэ проводилось со времен Эдо и до принятия закона о запрете проституции, и означало первый контакт гейши или юдзё с клиентом, во время которого она лишалась девственности. Существуют разные теории на этот счет.
Что касается юдзё, для камуро это был первый раз, когда она спала с клиентом. Фактически это было начало ее самостоятельной работы.
Для учениц гейш это был один из этапов к становлению самостоятельной гейшей, церемония инициации. Для мидзуагэ выбирался один из клиентов, солидный и опытный человек, в особенности тот, который оказывал гейшам финансовую помощь.
В Киото майко не проходят мидзуагэ, а только меняют прическу с варэшинобу на офуку, а затем поочередно еще на несколько видов причесок, пока не доходят до сакко - прически гейши. (один источник)
Через пару абзацев написано практически то же самое, но с оговоркой: "В наше время майко в Киото не проходят мидзуагэ..." (другой источник).
Еще там написано, что эта церемония напоминает европейское "право первой ночи" и является пережитком прошлого.
В общем и целом с русской Вики совпадает )) Я еще польскую почитала, там понятно написано, и примерно все то же самое.
Ещё в "Оките - последний мечник", вроде, как немного обозначенно (я была в шоке с той сцены обольщения ^^)
Процитировал статью себе - так много нужных подробностей и красивых фотографий. Про канзаши (в причёске майко) немного в Викепедии пишется (слегка увлеклась этим рукоделием, красиво смотрится!)