воскресенье, 27 января 2013
Наконец-то у меня руки дошли рассказать продолжение о корабликах, которые стали основой республики Эдзо
Итак, после поражения сёгунских войск в битве при Тоба-Фушими сёгун Токугава Ёсинобу тайно бежал из Осаки в Эдо, куда за ним последовали его войска и флот.
Сиба Рётаро пишет: "Следующим своим политическим ходом Ёсинобу хотел продемонстрировать полную лояльность новым властям. Это нужно было сделать непременно и любой ценой!.. Он хотел снять со своего имени налет крамолы, хотел вновь обрести любовь императорского дома, хотел навсегда избавиться от клейма мятежника...
Для того, чтобы оправдаться самому, Ёсинобу беспощадно жертвовал другими. Он приказал вассалам «немедленно уехать из Эдо в свои земли и начать там новую жизнь». Более других были поражены таким решением братья Мацудайра Катамори и Мацудайра Садааки. Мало того, что лидеров кланов Аидзу и Кувана ненавидели и при императорском дворе, и в стане Сацума и Тёсю; теперь им было отказано и в посещении сёгунского замка в Эдо – проще говоря, из Эдо их просто вышвырнули... Катамори действительно вернулся в Аидзу. Что касается второго брата, то дорога на родину ему была заказана: на территории клана Кувана в провинции Исэ хозяйничали войска императорского правительства. Поэтому Садааки, собрав остатки своих войск, ушел с ними в район Касивадзаки в провинции Этиго. Таким образом, братьев сначала объявили врагами императорского трона, а затем выгнали и из дома Токугава, и им не оставалось ничего иного, как уйти в леса и горы и биться там против всех до последнего своего самурая...
читать дальшеРаскаяние Ёсинобу шло вперед семимильными шагами. Двенадцатого числа второго лунного месяца он выехал из замка Эдо и уединился в келье монастыря Канъэйдзи в Уэно – решил замолить свои грехи. Одиннадцатого числа четвертого месяца Кацу Кайсю без боя сдал замок Эдо императорским войскам. Утром того же дня Ёсинобу покинул Канъэйдзи и уехал из Эдо в Мито, где собирался вести тихую и уединенную жизнь – попросту говоря, отправился в ссылку."
Но перед тем, как самоустраниться, сёгун провел ряд назначений в своем правительстве – фактически выбрал людей, которым поручил расхлебывать всю заварившуюся кашу.
В январе 1868 года в распоряжение Кацу Кайсю, главы военно-морского ведомства, была передана еще и сухопутная армия, и он стал отвечать за ведение всех военных дел (точнее, за недопущение их ведения). В итоге он же и договаривался с командованием Саттё о бескровной сдаче замка Эдо.
Эномото Такеаки был назначен заместителем командующего флотом. А его непосредственным начальником, то есть собственно командующим флотом, стал Ятабори Коу, о котором на русском, да и на английском в интернете нет вообще ни слова, поэтому расскажу о нем подробнее.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4116/34247814.12/0_83639_7eb02db6_M)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4116/34247814.12/0_83639_7eb02db6_orig)
Этот человек родился в 1829 году в Эдо, и был третьим сыном мелкого чиновника бакуфу по фамилии Араи. Вскоре его усыновила семья Ятабори, такого же мелкого чиновника.
С 10 лет Ятабори Коу учился в Академии Сёхэйдзака, где был одним из лучших учеников. В 19 лет за успешную сдачу выпускных экзаменов он был награжден 10 серебряными монетами (около 5 рё – видимо, это равносильно серебряной или золотой медали).
Когда в Нагасаки открылось морское училище, Ятабори был среди самых первых его курсантов вместе с Кацу Кайсю, и проявил выдающийся талант в искусстве мореплавания. Уже через два года он стал преподавать в том же училище, и заодно был кем-то вроде завуча. Он плавал в качестве капитана учебного судна "Канко-мару" на первых рейсах, в которых экипаж полностью состоял из японских курсантов.
Начиная с 1861 года Ятабори занимал важные посты в морском департаменте и по-прежнему продолжал обучать экипажи. В отличие от Кацу Кайсю в политику он особенно не лез, больше интересовался изучением береговой линии японских островов, тем же преподаванием и т.п.
Весной 1868 года Ятабори был назначен ответственным за передачу сёгунского флота новому правительству. Его заместитель Эномото Такеаки был категорически против этой передачи. Сам же Ятабори колебался – с одной стороны, он разделял позицию Токугавы Ёшинобу, который покорно сдал свои полномочия императору, а с другой сочувствовал Эномото и прочим капитанам, которые желали во что бы то ни стало сохранить флот во владении сёгуната. Будучи меж двух огней, Ятабори воздерживался от опрометчивых решений и всячески затягивал переговоры, а заодно сдерживал Эномото и его сторонников от открытого противодействия.
В итоге к августу 1868 года новому правительству официально было передано всего 4 корабля (старая добрая учебная шхуна Канко-мару, "Сёкаку-мару" 1857 года, Чёё 1858 года и чуть более новый фрегат Фудзияма).
В эскадре сёгуната все еще оставались 8 кораблей, в том числе мощнейший фрегат "Кайё-мару". А еще более мощный броненосец "Котэцу", заказанный в США и прибывший в апреле, обитался в заливе Йокогама под американским флагом до полного выяснения, какому из японских правительств надлежит передать его на законных основаниях (это известная история "Каменной стенки").
Конечно, Эномото Такеаки имел виды на этот броненосец, но гораздо больше его волновал подведомственный флот, которого он мог лишиться в любой момент. Поэтому Эномото почти безвылазно жил на "Кайё-мару", а родным в Эдо писал, что не сойдет на берег, пока не решится вопрос о сохранении владений рода Токугава. (Я читала эти письма – коротенькие такие записочки, с обычными "у меня всё хорошо, не волнуйтесь, всем привет" и небольшими подробностями: "Вчера в стороне Уэно было как-то шумно, так что вы берегите себя все, особенно матушка". "Я получил вещи, которые передавал вам в стирку, спасибо". "16го в полдень сошел на берег, был у Кацу Кайсю, вечером вернулся на корабль. Больше у меня на берегу важных дел нет, так что я здесь пока и останусь. Не беспокойтесь, пожалуйста" и т.п.)
В то время и при Уэно, и вообще повсеместно шли бои, от которых до эскадры долетали лишь жалкие отголоски... Тем не менее, Эномото был осведомлен о формировании "Северного союза" сёгунских кланов, и в конечном счете у него созрело решение увести всю эскадру на север. Для этого нужно было договориться с остальными капитанами, как следует все обсудить и выждать удобный момент...
Такой момент настал 19 августа 1868 года, когда командующий Ятабори Коу покинул "Кайё-мару" и находился в Эдо на переговорах с новым правительством. Флагман Кайё-мару с Эномото на капитанском мостике, а также еще семь кораблей: военные суда Кайтэн, Банрю и Чиёда и транспортные Шинсоку, Чёгэй, Канрин и Микахо снялись с якоря и направились на север, в Сэндай. Дальнейшее их передвижение до Эдзо я уже подробно описывала здесь, параллельно с действиями Хиджикаты и Шинсенгуми, так что повторяться не буду.
Ятабори оказался как бы и ни при чем, хотя среди капитанов сбежавшей эскадры были его лучшие ученики, в том числе его родной племянник Араи Икуноске, ставший министром военно-морского флота республики Эдзо. А Ятабори Коу уехал вместе с бывшим сёгуном в Сидзуоку, где стал директором школы. Позже он переехал в Токио и служил новому правительству – работа была связана с морским транспортом. Однако, по словам Кацу Кайсю, он впал в меланхолию и стал слишком уж увлекаться саке и игрой в го. Умер Ятабори в 1887 году в возрасте 58 лет, ничем особенным не прославившись.
В отличие от тех, кто уплыл без него на Эдзо.
@темы:
исторические материалы,
Эномото Такеаки,
кораблики
Ирма Банева, значит, не зря пишу ) Хотя это такой переходный пост, дальше по идее должно быть интересней - начнутся свидетельства очевидцев. С картинками
Да мне-то не за что )))
дневнике они почему-то виднее, чем в черновиках ))
А вот это - факт, да. ))
Ёсинобу - такая сволочь, а Сиба его так расхваливал...
За оперативное реагирование ))
AnnetCat, рада, что эта затянувшаяся эпопея все еще вызывает интерес ) Вроде я ее так давно начала, а до сих пор даже до Эдзо не доплыли... Но оно уже на горизонте!
Umematsu, зато Сиба все честно про него написал, и вот я читаю и удивляюсь - за что там расхваливать?! По сути, он и развалил весь сёгунат.
Ну, если точнее, он не по своему выбору оказался в роли владельца дома, который вот-вот должен был рухнуть.
Единственное, что может меня примирить с этим сёгуном, так это то, что он любил фотографировать котиков
Мне кажется, что проблема как раз в том, что сгнил фундамент. Поэтому вот с этим - но он вообще ничего не сделал для этого дома - не соглашусь. В такой ситуации решение "подождать, пока рухнет, потому что хуже уже не будет" - это тоже решение. Вопрос, на мой взгляд, в его цене.
Любопытная фотография Ятабори, так современно выглядит, очень нетипичная композиция.
Ну да, главное самому спастись из этого дома, а остальных пусть обломками подавит - типа, сами виноваты. "Кац всегда предлагал сдаться" )
зато они плывут подробно и в деталях))
У меня этих подробностей еще много, вот доплывут, будут 5 дней до Горёкаку идти ))
наверняка кроме котиков было что-то еще
Еще был велосипед! И охота с собачками. И рыболовные сети. Но все равно это не искупляет.
Любопытная фотография Ятабори, так современно выглядит, очень нетипичная композиция.
Ага, наверное потому, что на улице! И костюмчик вполне современный
Это да. Собственно, то, что я могла бы "предъявить" Ёсинобу - ничтожно мало сделал, чтобы _своих_ даже вывести из под удара, а потом, через нцать лет, "глаза слезами туманились" при воспоминаниях. Эх.
Конечно, настоящий самурай обязан воевать за господина даже если он - трус, идиот и совершенно недостойный человек и своим примером вдохновлять и исправлять его, но чисто по-человечески жалко и синсэнгумей, и Айдзу.
Рёмы на них не было.
Вряд ли я смогу ответить на этот вопрос.
Shmyrina_Anna, ничтожно мало сделал, чтобы _своих_ даже вывести из под удара
Ну вот и я о том же.
Umematsu, И стоило за такого сёгуна воевать и умирать?
Мне кажется, они воевали за то, что сёгун должен оставаться сёгуном, а не "избавляться от клейма мятежника", потому что настоящие мятежники - как раз таки противоположная сторона. А Айдзу так вообще защищали свои земли - для них это была оборонительная и освободительная война, которая закончилась фактически уничтожением клана ((
Так они его еще и жалели, наверное. Мол, всё потерял - и земли, и могущество, и вассалов.
Сам виноват!Есинобу мог бы своей властью это остановть, а он - в кусты.
А вот это многим в ту пору было непонятно. Действий от него ждали, действий, а не прятанья в кустах! Ну или хотя бы четких указаний. А их не было (((
Может, это от папы его, Токугавы Нариаки пошло? Сиба же пишет, что папа учил его, как в случае внезапной атаки сохранить побольше частей тела. Правую руку под себя, голову - в песок. Вот и научил.
Ааа, точно!
Что ему мешало сразу после Тоба-Фушими таки возглавить войска и приструнить Саттё? Так нет же, он сдался без боя - сбежал, как последний трус.
Или позже, пусть не войной, а путем переговоров он мог бы попробовать избежать кровопролития в Айдзу. Но он сидел в кустах и отмалчивался, спасая собственную шкуру.
Люди настолько не верили, что сёгун просто взял и слился насовсем, что уже даже после падения республики Эдзо надеялись, что он еще вернется. У того же Николая: "...отсутствие вождя еще заставляет взоры многих обращаться на прежнего сёгуна. Еще не верится, чтоб он погиб бесследно, еще приписывают ему глубокие планы и ждут, что он выступит на сцену, но уже грозно и славно".
Так и не дождались ((((
Насколько "огого" был наш Кейки легко представить хотя бы по тому, что после переезда его в Киото к нему в храм, где он жил, практически вломился Кусака Гэнсуй сотоварищи, а его отец между делом изнасиловал его жену.
Так что требовать от него пролетарской сознательности и революционной борьбы мне кажется несколько не соответствующим реальному раскладу сил, в котором самому Ёсинобу была отведена роль карточного "дурака". В случае успеха бакуфу у Ёсинобу был бы тот же мизер власти, что был у его предшественников, в случае поражения - его голову первой выслали бы победителям в лакированной коробочке.
Что же до обвинений в том, что "не помешал, не воспрепятствовал" тем, кто хотел пустить кровь (врагу или себе - не важно) - этому он помешать бы не смог, но он сделал всё возможное, чтобы никого не отправить на тот свет, что для человека его положения и его эпохи - уже гигантская заслуга.
А самим Кейки действительно есть смысл восхищаться - он сумел выйти живым из этой передряги.
В случае успеха бакуфу у Ёсинобу был бы тот же мизер власти, что был у его предшественников
Вот с этим не соглашусь. Бакуфу на деле обладало реальной властью, если во главе его стоял сильный и деятельный человек. Пример - Ии Наоске при малолетнем сёгуне. В его ведении была и международная, и внутренняя политика, и он сумел приструнить несогласных - прежде всего клан Мито, включая того же Ёсинобу с его папенькой. Правда, за это поплатился жизнью...
А восхищаться человеком за то, что он успел вовремя покориться, подстроиться и спрятаться в кустах, и тем самым сохранить себе жизнь, все равно не могу. Наверное, поэтому мне куда больше нравится Хиджиката. И Кондо. И тот же Эномото, который тоже выжил, но другим путем.
теоретически-то - может быть, но когда при этом под твоим носом пара-тройка кланов проводит независимые внутренние реформы; перевооружает и переделывает клановую армию; ведет несанкционированные переговоры что между собой, что с другими государствами; "перетягивает" императорский двор и т.д. и т.п., а потом за полгода сносит до основания всю существующую политическую структуру.... Тут, по ходу, о реальной власти трудно говорить.
Я могу ошибаться, но всё это началось уже после того, как пришла в упадок идея кобу гаттай, обьединения двора и сёгуната против внешнего вторжения. Сацума ведь когда-то была за сёгунат! И в Тёсю многие вначале думали, что сёгунат сможет спасти страну. На того же Кэйки молились. Именно невнятная страусиная политика, имхо, и привела к тому что в обоих кланах к власти пришли антисёгунские силы. А они просто спасали как могли, пусть даже не совсем легитимным путём себя и страну, которую не хотели защищать законные правители.
Тэцу, его отец между делом изнасиловал его жену.
Карахаси была не женой, а служанкой жены Кэйки и его экономкой.
к нему в храм, где он жил, практически вломился Кусака Гэнсуй сотоварищи,
но он (Кэйки) сделал всё возможное, чтобы никого не отправить на тот свет,
Он ничего не сделал, и благодаря этому на тот свет отправилась куча людей.
С Кусакой там, в храме, между прочим, среди всех был и хитокири Гэнсай. Заметьте, они не убивать его пришли! Умные, талантливые люди терпеливо ждали, когда эта надежда страны примет их и даст им конкретное дело! А он, вместо того, чтобы поговорить по душам (ну да, не по правилам, но ведь и ситуация нестандартная!) то больного из себя изображает, то завтраками кормит.
Будь в том же Ёсиде Тоё поменьше сословной гордости, Такэти Хампэйта не носился бы с идеей Тэнтю, а корабли строил. Или бы второй Кихэйтай создал.