В продолжение предыдущего поста про Хакодате расскажу подробнее про то место, где квартировал Хиджиката.
К фотоальбому "История зданий и улиц Хакодате" прилагается диск, где помимо панорам города в цифровом виде имеется карта из 12 частей, не вошедшая в печатный альбом (для особо упоротых картоманьяков). План города там нарисован в 1876 году во всех подробностях, с указанием имен и фамилий владельцев земельных участков, их номеров и общей площади. Ну и я как особо упоротая полезла искать в квартале Омачи того самого Сано Сэндзаэмона, в лавке которого под названием "Тёса" жил Хиджиката. И нашла!
Вот они, три участка в том самом квартале (выделены красным):
читать дальшеУчастки № 79, 80 и 81 площадью 175, 190 и 495 цубо (в метрах в общей сложности 2843 кв.м). Примечательны они тем, что находятся на изгибе улицы - по этому признаку на фото можно ориентироваться. Так что плюс-минус один дом в 1869 году:
И то самое место на фото 1876 года:
Заодно можно сравнить, как за семь лет квартал разросся.
Такая подробная и тщательная карта была нарисована не просто так, а опять же по случаю приезда в Хакодате императора Мэйдзи.
Поездке предшествовала тщательная подготовка, местным властям от имени министра внутренних дел Окубо Тосимити разослали инструкции, как следует организовать встречу Мэйдзи. В частности, предписывалось преподносить императору географические карты тех местностей, по которым он проезжает. Это, разумеется, было глубоко символическим действом – преподнесение карты означало акт покорности, «передачу» управляемой территории под юрисдикцию сюзерена. (А.Н. Мещеряков, "Император Мэйдзи и его Япония")
Карта выполнена с настолько выверенной точностью, что прекрасно совмещается с современной гугл-картой! Самое сложное было склеить ее по кусочкам и подогнать масштаб:
Некоторые улицы накладываются друг на друга идеально, ну а некоторые после больших пожаров 1878-1879 годов были проложены заново и не совпадают с теми, что были раньше.
Если убрать все лишнее, получается так:
Вот это место, если стоять спиной к бывшему форту Бентэн:
бОльшая часть участков Сэндзаэмона приходится на нынешнюю стоянку, меньшая - на домик с надписью "Fujicolor". Когда я в первый раз писала про этого Сано Сэндзаэмона, мне попадались два варианта местоположения его торговой лавки. Теперь точно знаю, какое из них верное ))
Причем японцы при определении этого места ориентировались не по карте, а по столбику, установленному на месте бывшей центральной лавки Такадая, основателем которой был Такадая Кахэй (1769-1827). Якобы "Тёса" находилась напротив нее.
Но на карте 1876 года единственная ближайшая Такадая, то есть владения человека по имени Такада Тётаро, находятся совсем в другом месте (на верхней карте выделены синим). Зато лавка Сано Сэндзаэмона как раз примерно на месте этого столбика и стояла! Возможно, Такадая со временем переехала, и ее крутое место занял новый успешный коммерсант. В общем, Хиджиката знал, где поселиться ))
Сейчас из сохранившихся более-менее старинных зданий в этом квартале, прямо за стоянкой, находится частная гостиница Муроя, построенная в 1909 году:
По этому фото хорошо видно хакодатскую особенность узких длинных участков и соответствующих домов ))
Еще одно старинное здание в этом квартале принадлежало финансовой компании Сома и было построено в 1915 году. Вот такой красивый зеленый домик:
Он же, вид сбоку:
С этого места открывается красивый вид на гору Хакодате:
Такой широкий проспект вместо узкой улицы проложили после пожара 1879 года. Тогда город выглядел примерно так:
А это район форта Бентэн до пожара и после, и современный вид:
Так что на фотографиях, сделанных после 1879 года, в квартале Омачи уже нет ни одного дома из тех, что были при Хиджикате.
Сентябрь 1889 года:
Ноябрь 1892 года:
Фото сделано после дождя, в нижней части города видно огромнейшие лужи - с гор как раз вниз вся вода стекала.
Ну и под конец - фото 1915 года, где уже имеется свежевыстроенное здание финансовой компании Сома (зеленый домик) и трамвай! Еще были живы Сайто и Нагакура, а по Хакодате уже ездил трамвай, который и по сей день является в этом районе основным транспортом