Информация о
переписи населения в деревеньке Ишида открыла мне глаза на то, что помимо принадлежности к разным школам фехтования все члены Шинсенгуми принадлежали еще и к различным буддийским школам, которых в Японии насчитывается более тринадцати. Порядок был такой – чуть ли не с самого рождения людей приписывали к какому-либо храму, и худо-бедно, но они туда ходили.
А японцы – народ коллективный. Для них принадлежность к одному клану, одной фехтовальной школе или даже одинаковый иероглиф в имени имеет огромное значение
И большое количество всевозможных буддийских сект – еще один признак деления на свой-чужой! Тем более что особенности религиозных течений могут накладывать отпечаток и на особенности мировоззрения.
Поэтому я предположила, что:
а) у Хиджикаты и Яманами разные буддийские школы, и еще и на этой почве разные взгляды;
б) у Яманами и Окиты буддийские школы одинаковые;
в) у Яманами – та же, что и у монастыря Ниси Хонгандзи. Поэтому он особенно радел за тамошних монахов и противился их притеснению казармами Шинсена.
В общем, почти угадала ))
читать дальшеВ биографиях членов Шинсенгуми невозможно найти информацию об их принадлежности к той или иной буддийской секте, но она определяется очень просто – местом захоронения. Опять же я это только предположила, но в случае с Кондо и Хиджикатой это в точности подтвердилось.
Фамилия | Храм | Секта храма |
Хиджиката | Такахата Фудо (Хино) Сэкидэн-дзи (Хино) | Сингон-сю |
Кондо | Тэннэйдзи (Айдзу) Рюгэндзи (Тама) | Сото-сю |
Окита | Сэнсёдзи (Токио) | Дзёдо-сю |
Яманами | Коэндзи (Мибу, Киото) | Дзёдо-сю |
Сайто | Амида-дзи (Айдзу) | Дзёдо-сю |
Ген-сан | Хосэн-дзи (Хино) | Риндзай-сю |
Тодо и Ито | Коэндзи (Мибу, Киото) перезахоронены в Кайкодзи (Киото) | Дзёдо-сю Сингон-сю |
Довольно разношерстная компания, однако в ней прослеживается характерная особенность: те, кто по рождению самураи, принадлежат к школе Дзёдо-сю. Хотя судя по тому, что пишут в интернете, для самураев в целом это было не очень характерно ))
Что касается Хиджикаты, Такахата Фудо был его семейным храмом, а в Сэкидэн-дзи находится его могила. Оба храма принадлежат секте Сингон.
С Кондо вообще интересно: сразу отпадает вопрос, почему самый первый надгробный камень ему был установлен в храме Тэннэй-дзи в Айдзу-Вакамацу. Почему на горе, на которую Хиджикате было не очень-то удобно лазить с раненой ногой. Не потому, что этот храм стоит по дороге на горячие источники, и даже не потому, что неподалеку находится гробница рода Мацудайра. А просто Хиджиката-сан спросил: "Где тут у вас храм секты Сото?"
Рюгэндзи в Тама, храм семьи Кондо Исами, где было похоронено его тело после казни - тоже секты Сото, и вряд ли это просто совпадение.
У Окиты с Яманами религиозная школа совпала, а вот Ниси Хонгандзи оказался главным храмом немного другой секты - Дзёдо-синсю. Но это тоже дзёдо, только более "истинное" Так что для Яманами монастырь Ниси Хонгандзи действительно был в первую очередь храмом, а для Кондо с Хиджикатой - подходящим жильем ))
А вот храм Мибу-дэра вообще принадлежит секте Риссю. Там похоронены Серидзава и Хираяма: www.flickr.com/photos/kuuzo/2374795173/
Ито и все, кто был убит при инциденте Абуранокодзи, тоже похоронены в одном месте: www.kaikouji.com/add.html Причем даже не на самой территории храма, а за каким-то заборчиком... Их туда перенесли из Коэндзи. Не знаю почему, не читала еще.
С Нагакурой тоже не совсем ясно: одна его могила на Хоккайдо, в Саппоро, вроде вообще не при храме, а вторая возле храма Дзютоку-дзи в Токио: s.webry.info/sp/qlove-1947.at.webry.info/201010...
Храм этот секты Сингон, но там же находится памятник Кондо и всем Шинсенгуми, который установил сам Нагакура: blogs.yahoo.co.jp/yuzawakoh/24687719.html
Ну и до кучи еще качественные фотки по шинсеновским местам: portfotolio.net/group/487492@N25
Про всякие разнообразные буддийские школы я узнала не далее как вчера (до этого слышала только про дзэн-буддизм), так что пока не очень во всем этом разбираюсь, но основные отличия уяснила.
Сингон - школа "истинных слов", одна из самых старых. Её основоположник - монах Кукай, живший в эпоху Хэйян. Ему приписывают заслуги в самых различных областях: медицина, поэзия, каллиграфия, изобретение слоговой азбуки кана, составление первого в Японии словаря и т. д. Главная особенность секты Сингон - тесная связь с синтоизмом. В ней японские ками считаются аватарами различных будд и бодисатв, в том числе Аматэрасу - аватарой будды Вайрочана. Это эзотерический буддизм – учение о единстве человека, природы и великого всемогущего и всезнающего будды Дайнити. Задача человека – выявить в себе истинную природу Дайнити – Великое солнце, и тогда он сможет вырваться из порочного круга перерождений и страданий и достичь райского блаженства в нирване. Подробности описаны здесь.
Сото-сю - крупнейшая на сегодняшний день школа дзэн в Японии. Основателем ее был монах Догэн, который познакомился с учением школы во время поездки в Китай в 1227 году. Догэн пропагандировал единственно истинный, по его мнению, метод достижения просветления — «дзадзэн» (сидячий дзэн). Практикующий «дзадзэн» садится, поджав под себя ноги и обратившись лицом к стене с тем, чтобы абсолютно ни о чём не думать. Именно такая практика, согласно учению Сото-сю, способствует внезапному озарению, влекущему познание «природы Будды». Девиз: «Опора на собственные силы».
Дзёдо-сю (яп. дзёдо сю) - школа “Чистой Земли”. От прочих буддийских школ она отличается тем, что освобождение от круга перерождений в ней достигается не собственными силами, а благодаря спасительной силе другого — будды Амитабхи, ее поэтому и называют «школой сил другого», в отличие от школ «собственных сил». Главной формой религиозной практики этой школы является постоянное повторение мантры «Наму Амида-буцу», что называлось «памятованием о Будде» (нэмбуцу) и считалось при наличии полной веры главным способом обретения рождения в Чистой Земле — в раю будды Амиды.
Подробнее про эти и другие школы можно почитать здесь, здесь или в Вики.
Еще вот нашелся интересный сайт, с большой статьей про "Религиозные воззрения самураев" в семи частях, про харакири и т.д.
Такое вот получилось исследование
Ну почему. Дзёдо-сю (и Дзёдо-синсю тоже) - это дзенские школы, а дзен среди самураев был довольно распространен.
А кто из двоих - Ито или Тодо - были из Сингон-сю?
Пишут, что для самураев они чересчур пассивные )) И потом, дзэн и амидаизм разве одно и то же?
А кто из двоих - Ито или Тодо - были из Сингон-сю?
Понятия не имею )) Говорю ж, в биографиях это не пишут, а по месту захоронения тут невозможно определить...
Нет, но они использовали принципы дзена.
Там было ближе самураям другое - отсутствие необходимых практик, просто верь в Амиду и живи, как душа просит.
а еще амидаизм - самая христианизированная секта, но это так, из забавного
Понятия не имею )) Говорю ж, в биографиях это не пишут, а по месту захоронения тут невозможно определить...
А, понятно.
И еще я теперь наконец-то поняла, зачем например в том же маленьком Хино столько древних буддийских храмов на квадратный километр. А они, оказывается, все разных сект ))
зачем например в том же маленьком Хино столько древних буддийских храмов
угу, угу, да и в общем-то не только в Хино
Вообще говоря, твое исследование эту мысль опровергает.
С одной стороны, Кондо-Хидзиката-Окита - все трое из разных сект. И ничего,это им не мешало.
С другой, никто из них не выбирает секту. Храмы семейные: куда родители ходят, туда и ребенка приведут.
То бишь подозреваю, что идеологическая разница существует в основном для монахов, учителей Закона. А для мирянина храм - помесь загса, миграционной службы и бюро ритуальных услуг. Куда приписан, туда и ходишь. Где сделали запись о рождении, там и запись о смерти сделают.
С Нагакурой тоже не совсем ясно: одна его могила на Хоккайдо, в Саппоро, вроде вообще не при храме, а вторая возле храма Дзютоку-дзи в Токио
А как это? (пепел пополам поделили, что ли?) И зачем?
Это да Еще, судя по всему, когда женщина выходила замуж, она автоматом меняла секту и приписывалась к семейному храму мужа. Это я проверила Сато Хикогоро - у него секта Дзёдо-сю. Соответственно, у сестры Хиджикаты и их детей тоже.
То бишь подозреваю, что идеологическая разница существует в основном для монахов, учителей Закона.
А я подозреваю, что это до тех пор, пока по другим вопросам разногласий нет )) А когда начинаются какие-то тёрки, то и припоминается "он не из нашего додзё, не из нашего храма" и т.п. Я чисто из этих соображений.
Да уж... сложно мне понять японцев... с их коллективизмом!
На самом деле и у нас бывают те же проявления, типа: "Ооо. земляк"!" или "мы в одном институте учились, хоть и в разное время" ))
А как это? (пепел пополам поделили, что ли?) И зачем?
Ага, так и написано, что пепел пополам поделили. Затем, чтоб был человек похоронен там где жил и там где служил. Для японцев это не проблема - великим людям они вообще по всей стране гробницы устраивают, даже без всякого пепла.
согласна на все 100%
Он для начала не с нашего раёна. Как повод это уже катит. Вот представь себе Хидзикату, упрекающего Яманами в том, что он вместо постижения в себе природы Дайнити сачкует вместе с амидаистами:-)
Хм, а я бы на это посмотрела
Но там скорее наоборот, Яманами упрекал Хиджикату: как это он со своим Уставом да в чужой монастырь. Будда Амида неодобряэ.
В любом случае, я просто предположила ))
Им реально было по барабану, к какой секте принадлежать, в большинстве своем, но были исключения. Например, граждане с Кюсю стремились принадлежать к амидаистским культам, потому что такова была традиция (связанная в т.ч. и с распространенностью некогда христианства в том регионе), и попытки перевести их в другую секту были чреваты шкандалем. Вообще, амидаисты были в среднем чуть более привязаны именно к религии - за счет специфики догматов, полагаю.
Сингонцы и амидаистские течения на дух друг друга не выносили - потому что соперничество двух сект за власть и денюшку сказывалось и на адептах. Вплоть до присказок, ругательств и анекдотов.
Ну и были естественно искренне верующие люди, и случаи перемены секты по личным соображениям.
Umematsu, вот и мне интересно
Сунулась еще проверить "идейных противников", а Кусака, Кацура и Рёма вообще в синтоистском храме похоронены! Видать, буддизм и впрямь тогда считался религией сёгуната.
А Такасуги в буддийском храме Тогёан. Секта Сото-сю, как у Кондо.
www.artprojektletter.narod.ru/0129.html
На том сайте вообще порядком того, что издавалось неведомо когда и хрен теперь нароешь.
Делайте поправку, что это роман а) художественный, б) о сёгуне.
Цитатко:
– И что теперь собирается предпринять Ваше Высокопревосходительство?
– Не догадываетесь? – раздраженно сказал Ёсинобу. – Да просто сесть на наш фрегат «Кайё», который стоит в Осакском заливе и – останется только поднять якорь…
«А офицеров и солдат, значит – бросить?..» – мелькнуло на лице Итакура, но Ёсинобу уже произносил следующую фразу:
– Это не мои офицеры и не мои солдаты. Это – сброд… – И продолжал, глядя прямо в глаза собеседникам:
– Со мной пойдут правитель Хиго (Мацудайра Катамори) и правитель Эттю (Мацудайра Садааки, глава клана Кувана)!
Нет ничего опаснее, чем оставлять в замке главарей кланов Аидзу и Кувана! Именно их самураи бушуют сейчас сильнее других. А если он, Ёсинобу, уйдет один, то они наверняка окопаются в замке и будут биться с войсками нового киотосского правительства до последнего. Единственный способ противодействовать такому развитию событий – взять Катамори и Садааки с собой. Пусть побудут заложниками!
«Ну и?..» – Итакура не удержался и взглянул на даймё. Если двое командующих попросту сбегут из Осака, то что останется делать здесь, на чужбине, самураям из Аидзу и Кувана? Ничего иного, кроме как разбрестись куда глаза глядят. И страшным будет этот исход!..
(конец цитаты)
Да [вырезано цензурой] таких сюзеренов!..
С другой стороны были не лучше. Вспомните того же Идзо.
Я не уверена, что восхищался. Мне кажется, это нюансы жанра. Роман о сёгуне - пожалуйста, вот вам сёгун и никакой откровенной хулы на него. Но как расписаны его действия и предполагаемые мотивы... У Сибы и в "Пылаймече" такое же. Действие дается без оценки - оценку мы домысливаем сами. И что для одного "хорошо, молодец", для другого "вот же сволочь".
С другой стороны были не лучше.
Считала бы, что лучше - болела бы за другую сторону, возможно.