За последнее время мне попалось очень много материалов о житье-бытье в Хакодате времен Бакумацу и начала Мэйдзи, причем на русском языке ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
В основном это статьи из "Морского сборника" 1860х годов, ежемесячного журнала на 500-600 страниц, где среди всего прочего печатались "известия из портов" и "современные обозрания".
Разобрала и выложила их на bakumatsu.ru вместе с другими статьями, старыми и современными, тоже про русских на Хоккайдо.
Теперь буду рассказывать, что я узнала из свежепрочитанного, но в один пост всё не влезет. Поэтому начну с того, что меня особенно впечатлило – как были связаны такие известные православные деятели, как отец Николай (святой равноапостольный Николай Японский) и Павел Савабе (двоюродный брат Сакамото Рёмы) с деятелями дворянской республики Эдзо. Впрочем, неудивительно, что они были как-то связаны, потому что "дворянской" республику Эдзо как раз о.Николай и назвал. И вообще он в ней жил, и был непосредственным очевидцем всех тех событий.
Беда в том, что дневники Николая Японского, которые он тогда вёл, скорее всего сгорели (хотя точно это неизвестно). А дневники, которые были изданы относительно недавно, начинаются записями 1870 года, то есть на год-два позже, чем надо. Но кое-что интересное попадается и в этих записях в виде воспоминаний.
читать дальшеПодробно об архиепископе Николае можно почитать в этой монографии, а если коротко, то родился он в Смоленской губернии в 1836 году, окончил Духовную семинарию и Духовную академию, а в 1861 году прибыл в Хакодате, чтобы стать священником в русском консульстве.
Времена тогда в Японии были смутные, как раз набирало силу движение "сонно дзёи", и только за первое полугодие этого года было убито шесть иностранцев. Но до Хакодате волнения, происходящие в Эдо и в Киото, особо не докатывались, так что там было относительно спокойно и безопасно. Не считая того, что к христианам японцы повсюду относились с предубеждением.
Вот так выглядел о.Николай в молодые годы:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/82136986.jpg)
Это фото сделано приблизительно в 1870 году, то есть здесь ему около 34 лет. Почти ровесник Хиджикаты.
Приехав в Японию, Николай сразу стал изучать местный язык и впоследствии вспоминал: "...я бился над японским языком, чуть не ежедневно воздыхая о том, что сутки состоят не из ста часов, и что нельзя все эти сто часов употребить на изучение языка". Одновременно он знакомился и с повседневной жизнью японцев, с их историей, религией и литературой. Сначала его учил языку переводчик хакодатского губернатора, затем еще несколько японцев. Помимо этого Николай вместе с местными детишками посещал частную школу Кимуры Кэнсая. Сын Кимуры потом писал в автобиографии: "О. Николай, 25–26 лет молодой человек высокого роста с голубыми глазами, практически каждый день приходил в школу к отцу и усердно занимался. Как рассказывала мать, о. Николай очень любил дискуссии и часто спорил с отцом, вообще был очень ревностным учеником, что очень сильно отличало его от японских студентов... Когда о. Николай приходил к нам домой, он обязательно заходил на кухню и, поймав мать, начинал спрашивать ее: "Как называется этот суп? А как будет по–японски вот эта желтая редька?" — имея в виду суп из соевых бобов мисо-сиру и маринованную редьку такуан"![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
В результате уже через два года о.Николай довольно бегло говорил по-японски, а через три-четыре года был способен проповедовать на этом языке. "У него был сильный иностранный акцент, однако это не мешало ему быть понимаемым всеми японцами от мала до велика, богатство словаря и легкость построения фраз давали его речи силу, приводившую в восторг всех японцев. Фразы были краткие, обороты самые неожиданные, но чрезвычайно яркие и сильные". Видимо, это и помогало ему обращать в православие японцев, первым из которых стал Савабе Такума. История о нем есть и у Антрекота, и у Зайцы Ушастой: zajcev-ushastyj.livejournal.com/226184.html (всячески рекомендую)
Правда, там эта история рассказана с некоторыми преувеличениями
Савабе не врывался ночью к отцу Николаю, чтобы его прикончить. Они виделись неоднократно на территории русского консульства, потому что Савабе приходил к сыну консула Гошкевича в качестве преподавателя кэндзюцу. Помимо занятия этим преподаванием Савабе был "жрецом древнейшей в городе кумирни", потому что женился на дочери синтоистского священника и унаследовал пост своего тестя.
В консульстве Савабе смотрел с особой ненавистью на Николая, так что тот однажды не выдержал и спросил, с чего бы это. На что и услышал: "Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю. А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии". Николай резонно поинтересовался, знаком ли Савабе с его учением, и услышав, что нет, заявил: "А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-нибудь, не выслушавши его? Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай да узнай, а потом и суди".
Савабе Такума согласился выслушать, а уже через год, 20 апреля 1865 года, о.Николай писал о нем в своем письме: "Жрец с нетерпением ждет от меня крещения. Он хорошо образован, умен, красноречив и всею душою предан христианству. Единственная цель его жизни теперь - послужить отечеству распространением христианства, и мне приходится постоянно останавливать его просьбы из опасения, чтобы он не потерял голову, прежде чем успеет сделать что-либо для этой цели."
Вот такой он был до крещения и после:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/82137130.jpg)
Крещение Савабе Такумы состоялось в апреле 1868 года, когда после отречения сёгуна к власти пришло новое императорское правительство и издало особый указ о запрете принимать христианскую веру. При крещении он получил новое имя в честь апостола Павла. Вместе с ним были обращены в православие два его друга, врачи Сакай и Урано. Сразу после этого все трое в целях безопасности покинули Хакодате.
Ну а дальше в русскоязычных биографиях Павла Савабе начинаются всякие ужасы: "Его жена сошла с ума и через несколько месяцев в припадке болезни сожгла собственный дом. Савабе так и не нашел прибежища и в скором времени вернулся в Хакодате. Теперь он не имел не только средств к пропитанию, но и крова. Тогда же, в 1868 году, он был заключен в темницу".
Не знаю, может действительно так оно и было, только сам о.Николай в докладной записке от 12 июля 1869 года писал: "Павел Савабе, испытав все трудности путешествия по стране в военное время и, убедившись в невозможности пройти до Едо, презрев все опасности, вернулся в Хакодате еще в то время, когда оно занято было правительством микадо (императора); но как оказалось, страхи наши были напрасны: Савабе никто не думал тревожить, хотя все знали, что он христианин; до последнего времени он живет благополучно в Хакодате и занимается катехизаторством".
И вот тут начинается самое интересное (для меня, по крайней мере). В той же докладной записке говорится: "...В конце прошлого года северные князья один за другим покорились. Только Инамото, адмирал Тайкунского флота, выдержал свою роль: с 11 судами, во главе 5 тысяч отважнейших воинов Японии, он выгнал из Хакодате императорское правительство, а из Мацмая — князя, и завладел всем островом Эзо".
"Инамото" это, естественно, Эномото – о.Николай его всё время так называет, даже спустя 25 лет.
Вот такая есть у него в дневнике запись от 12/24 июня 1895 года: "Вспоминали мы с о. Павлом Савабе князей Кувана, Итакура, Огасавара, Такенака, которые с инсургентами, под началом Инамото в 1868 году, прибыли в Хакодате и в […]м–мей–мия, у о.Павла, тогдашнего жреца сей мия, однажды справили пирушку, на которую и я был позван; князь Кувана так печально играл тогда на свирели. А Такенака собирался со мной в Россию — бежать от грозы, совсем уже налегшей на них, — и только недостаток средств остановил его".
Вроде бы ничего примечательного в этой записи нет. Но "князь Кувана" – не кто иной, как Мацудайра Садааки, младший брат Мацудайры Катамори. На свирели он играл!
А Такенака это вот кто, самурай из клана Мино, главком битвы при Тоба-Фушими, который пытался выгнать Шинсенгуми с поля боя, заявляя Хиджикате: "среди потомственных вассалов сёгуна выскочкам-Шинсенгуми не место" )) Бежать в Россию он собирался!!!
Вот это "[…]м–мей–мия" в тексте не расшифровано, но я нашла, что это такое. Примечательно, что вообще нигде в русских текстах не говорится, жрецом какой именно кумирни был Савабе. Называлась она Дзиммэй-мия, или Джинмей-мия. Сейчас это синтоистский храм Яманоуэдай, посвященный богине Аматерасу. Он был основан аж в 1368 году в окрестностях нынешнего Хакодате, а в 1682 году перемещен примерно туда, где я его отметила на карте в предыдущем посте ) В 1878 году этот храм сгорел и был выстроен уже чуть выше на горе.
Глава клана Кувана Мацудайра Садааки в свою бытность в республике Эдзо был размещен именно в этом храме, настоятелем которого в то время являлся Савабе Такума, уже принявший православие. И русский священник туда же захаживал, более того - его туда приглашали! Хиджиката наверняка тоже захаживал, потому что по сохранившимся свидетельствам активно занимался вопросом отправки Мацудайры-младшего на родину. Вот так вот всё причудливо смешалось
Еще забавно воспоминание Савабе о том, как будучи синтоистским священником он пытался читать Евангелие: "Открыто читать эту книгу я не мог, а читать хотелось. Вот я и выдумал читать ее в то время, когда совершал службы в своем мия. Положишь, бывало, перед собой Евангелие вместо языческого служебника, да и читаешь, постукивая в обычный барабан. Никто и не думал, что я читаю иностранную "ересь". )))
Кроме того, в той же монографии говорится: "Савабэ в период «дворянской республики» Эномото Такэаки осуществлял свои катехизаторские обязанности в сёгунском войске в г. Хакодате. Даже бомбардировка города, во время которой сгорел дом и все его имущество, и последующее взятие г. Хакодате императорскими войсками не заставили Савабэ бежать от репрессий. Это он сделал только по возвращении в Японию святителя Николая, будучи вполне уверенным, что тот не покинул их навсегда".
Святитель Николай в марте-апреле 1869 года, перед самым началом битвы за Хакодате, скорее всего был эвакуирован из города вместе с другими иностранцами, а затем отбыл в Россию. В Японию он вернулся только в марте 1871 года.
Причем сам он после падения республики Эдзо писал: "В сражениях... почти все наши друзья (т. е. христиане и им сочувствующие) остались целы, но по сдаче города, вместе с другими, заключены были в крепость на 220 дней. Партия, восстановляющая Микадо, всюду несет с собою пропаганду древней религии (синто), на которую опирается авторитет Микадо, и потому Савабе, как заведомому христианину, также грозила опасность попасть в тюрьму; но он не скрылся и не умерил своей ревности, а напротив, нашел возможность сноситься с заключенными в крепости и доставлять им христианские книги; у себя же по-прежнему продолжал иметь катехизаторские собрания."
В бывшем сёгунском войске были и те, кто в итоге тоже принял православие. Один из них - сэндайский самурай Кангэта Тайдзо (в крещении Матфей). Для его вызволения из крепостной тюрьмы о.Николай даже обращался в столицу, к прогрессивным представителям новой власти - Ивакуре Томоми и Кидо Коину, который Кацура Когоро.
В феврале 1872 года святитель Николай переехал в Токио, и вскоре после его отъезда в Хакодате начались гонения на христиан "с ведома и по наущению генерал-губернатора о. Эдзо Куроды, весьма враждебно настроенного по отношению к России в связи с возникшими уже тогда территориальными проблемами". Вот тогда и арестовали Савабе и его друга Сакая, но вскоре отпустили, потому что "держать их в тюрьме было почти равносильно помещению туда христианского священника". А в 1873 году вышел декрет, отменяющий отдельные антихристианские запреты.
Интересно, что потом Курода поменял свое отношение к России. В дневнике Николая Японского от 1/13 января 1889 говорится: "В 1859–й год я вступал в Академию, в 1869–й — в Хакодате, — и скверно было!... Между поздравлениями с Новым годом был некто, проживший семь лет в Кронштадте. Говорил, что на днях был симбокквай бывших в России, собралось человек двенадцать. Говорил, что сторонники России здесь: граф Сайго, Инамото и Курода. В добрый час им!"
На этом, пожалуй, и закончу. Извиняюсь за многобуков
Только наспоследок еще помещу большую фоточку с красивыми японскими мужчинами: www.k-istine.ru/sants/our_sants_nikolay_yaponsk...
Это участники Всеяпонского Православного Собора 1882 г. Внизу в центре, с такой овальной бляхой, св. Николай Японский, через одного человека справа от него - Павел Савабе.
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
В основном это статьи из "Морского сборника" 1860х годов, ежемесячного журнала на 500-600 страниц, где среди всего прочего печатались "известия из портов" и "современные обозрания".
Разобрала и выложила их на bakumatsu.ru вместе с другими статьями, старыми и современными, тоже про русских на Хоккайдо.
Теперь буду рассказывать, что я узнала из свежепрочитанного, но в один пост всё не влезет. Поэтому начну с того, что меня особенно впечатлило – как были связаны такие известные православные деятели, как отец Николай (святой равноапостольный Николай Японский) и Павел Савабе (двоюродный брат Сакамото Рёмы) с деятелями дворянской республики Эдзо. Впрочем, неудивительно, что они были как-то связаны, потому что "дворянской" республику Эдзо как раз о.Николай и назвал. И вообще он в ней жил, и был непосредственным очевидцем всех тех событий.
Беда в том, что дневники Николая Японского, которые он тогда вёл, скорее всего сгорели (хотя точно это неизвестно). А дневники, которые были изданы относительно недавно, начинаются записями 1870 года, то есть на год-два позже, чем надо. Но кое-что интересное попадается и в этих записях в виде воспоминаний.
читать дальшеПодробно об архиепископе Николае можно почитать в этой монографии, а если коротко, то родился он в Смоленской губернии в 1836 году, окончил Духовную семинарию и Духовную академию, а в 1861 году прибыл в Хакодате, чтобы стать священником в русском консульстве.
Времена тогда в Японии были смутные, как раз набирало силу движение "сонно дзёи", и только за первое полугодие этого года было убито шесть иностранцев. Но до Хакодате волнения, происходящие в Эдо и в Киото, особо не докатывались, так что там было относительно спокойно и безопасно. Не считая того, что к христианам японцы повсюду относились с предубеждением.
Вот так выглядел о.Николай в молодые годы:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/82136986.jpg)
Это фото сделано приблизительно в 1870 году, то есть здесь ему около 34 лет. Почти ровесник Хиджикаты.
Приехав в Японию, Николай сразу стал изучать местный язык и впоследствии вспоминал: "...я бился над японским языком, чуть не ежедневно воздыхая о том, что сутки состоят не из ста часов, и что нельзя все эти сто часов употребить на изучение языка". Одновременно он знакомился и с повседневной жизнью японцев, с их историей, религией и литературой. Сначала его учил языку переводчик хакодатского губернатора, затем еще несколько японцев. Помимо этого Николай вместе с местными детишками посещал частную школу Кимуры Кэнсая. Сын Кимуры потом писал в автобиографии: "О. Николай, 25–26 лет молодой человек высокого роста с голубыми глазами, практически каждый день приходил в школу к отцу и усердно занимался. Как рассказывала мать, о. Николай очень любил дискуссии и часто спорил с отцом, вообще был очень ревностным учеником, что очень сильно отличало его от японских студентов... Когда о. Николай приходил к нам домой, он обязательно заходил на кухню и, поймав мать, начинал спрашивать ее: "Как называется этот суп? А как будет по–японски вот эта желтая редька?" — имея в виду суп из соевых бобов мисо-сиру и маринованную редьку такуан"
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
В результате уже через два года о.Николай довольно бегло говорил по-японски, а через три-четыре года был способен проповедовать на этом языке. "У него был сильный иностранный акцент, однако это не мешало ему быть понимаемым всеми японцами от мала до велика, богатство словаря и легкость построения фраз давали его речи силу, приводившую в восторг всех японцев. Фразы были краткие, обороты самые неожиданные, но чрезвычайно яркие и сильные". Видимо, это и помогало ему обращать в православие японцев, первым из которых стал Савабе Такума. История о нем есть и у Антрекота, и у Зайцы Ушастой: zajcev-ushastyj.livejournal.com/226184.html (всячески рекомендую)
Правда, там эта история рассказана с некоторыми преувеличениями
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
В консульстве Савабе смотрел с особой ненавистью на Николая, так что тот однажды не выдержал и спросил, с чего бы это. На что и услышал: "Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю. А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии". Николай резонно поинтересовался, знаком ли Савабе с его учением, и услышав, что нет, заявил: "А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-нибудь, не выслушавши его? Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай да узнай, а потом и суди".
Савабе Такума согласился выслушать, а уже через год, 20 апреля 1865 года, о.Николай писал о нем в своем письме: "Жрец с нетерпением ждет от меня крещения. Он хорошо образован, умен, красноречив и всею душою предан христианству. Единственная цель его жизни теперь - послужить отечеству распространением христианства, и мне приходится постоянно останавливать его просьбы из опасения, чтобы он не потерял голову, прежде чем успеет сделать что-либо для этой цели."
Вот такой он был до крещения и после:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/82137130.jpg)
Крещение Савабе Такумы состоялось в апреле 1868 года, когда после отречения сёгуна к власти пришло новое императорское правительство и издало особый указ о запрете принимать христианскую веру. При крещении он получил новое имя в честь апостола Павла. Вместе с ним были обращены в православие два его друга, врачи Сакай и Урано. Сразу после этого все трое в целях безопасности покинули Хакодате.
Ну а дальше в русскоязычных биографиях Павла Савабе начинаются всякие ужасы: "Его жена сошла с ума и через несколько месяцев в припадке болезни сожгла собственный дом. Савабе так и не нашел прибежища и в скором времени вернулся в Хакодате. Теперь он не имел не только средств к пропитанию, но и крова. Тогда же, в 1868 году, он был заключен в темницу".
Не знаю, может действительно так оно и было, только сам о.Николай в докладной записке от 12 июля 1869 года писал: "Павел Савабе, испытав все трудности путешествия по стране в военное время и, убедившись в невозможности пройти до Едо, презрев все опасности, вернулся в Хакодате еще в то время, когда оно занято было правительством микадо (императора); но как оказалось, страхи наши были напрасны: Савабе никто не думал тревожить, хотя все знали, что он христианин; до последнего времени он живет благополучно в Хакодате и занимается катехизаторством".
И вот тут начинается самое интересное (для меня, по крайней мере). В той же докладной записке говорится: "...В конце прошлого года северные князья один за другим покорились. Только Инамото, адмирал Тайкунского флота, выдержал свою роль: с 11 судами, во главе 5 тысяч отважнейших воинов Японии, он выгнал из Хакодате императорское правительство, а из Мацмая — князя, и завладел всем островом Эзо".
"Инамото" это, естественно, Эномото – о.Николай его всё время так называет, даже спустя 25 лет.
Вот такая есть у него в дневнике запись от 12/24 июня 1895 года: "Вспоминали мы с о. Павлом Савабе князей Кувана, Итакура, Огасавара, Такенака, которые с инсургентами, под началом Инамото в 1868 году, прибыли в Хакодате и в […]м–мей–мия, у о.Павла, тогдашнего жреца сей мия, однажды справили пирушку, на которую и я был позван; князь Кувана так печально играл тогда на свирели. А Такенака собирался со мной в Россию — бежать от грозы, совсем уже налегшей на них, — и только недостаток средств остановил его".
Вроде бы ничего примечательного в этой записи нет. Но "князь Кувана" – не кто иной, как Мацудайра Садааки, младший брат Мацудайры Катамори. На свирели он играл!
А Такенака это вот кто, самурай из клана Мино, главком битвы при Тоба-Фушими, который пытался выгнать Шинсенгуми с поля боя, заявляя Хиджикате: "среди потомственных вассалов сёгуна выскочкам-Шинсенгуми не место" )) Бежать в Россию он собирался!!!
Вот это "[…]м–мей–мия" в тексте не расшифровано, но я нашла, что это такое. Примечательно, что вообще нигде в русских текстах не говорится, жрецом какой именно кумирни был Савабе. Называлась она Дзиммэй-мия, или Джинмей-мия. Сейчас это синтоистский храм Яманоуэдай, посвященный богине Аматерасу. Он был основан аж в 1368 году в окрестностях нынешнего Хакодате, а в 1682 году перемещен примерно туда, где я его отметила на карте в предыдущем посте ) В 1878 году этот храм сгорел и был выстроен уже чуть выше на горе.
Глава клана Кувана Мацудайра Садааки в свою бытность в республике Эдзо был размещен именно в этом храме, настоятелем которого в то время являлся Савабе Такума, уже принявший православие. И русский священник туда же захаживал, более того - его туда приглашали! Хиджиката наверняка тоже захаживал, потому что по сохранившимся свидетельствам активно занимался вопросом отправки Мацудайры-младшего на родину. Вот так вот всё причудливо смешалось
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Еще забавно воспоминание Савабе о том, как будучи синтоистским священником он пытался читать Евангелие: "Открыто читать эту книгу я не мог, а читать хотелось. Вот я и выдумал читать ее в то время, когда совершал службы в своем мия. Положишь, бывало, перед собой Евангелие вместо языческого служебника, да и читаешь, постукивая в обычный барабан. Никто и не думал, что я читаю иностранную "ересь". )))
Кроме того, в той же монографии говорится: "Савабэ в период «дворянской республики» Эномото Такэаки осуществлял свои катехизаторские обязанности в сёгунском войске в г. Хакодате. Даже бомбардировка города, во время которой сгорел дом и все его имущество, и последующее взятие г. Хакодате императорскими войсками не заставили Савабэ бежать от репрессий. Это он сделал только по возвращении в Японию святителя Николая, будучи вполне уверенным, что тот не покинул их навсегда".
Святитель Николай в марте-апреле 1869 года, перед самым началом битвы за Хакодате, скорее всего был эвакуирован из города вместе с другими иностранцами, а затем отбыл в Россию. В Японию он вернулся только в марте 1871 года.
Причем сам он после падения республики Эдзо писал: "В сражениях... почти все наши друзья (т. е. христиане и им сочувствующие) остались целы, но по сдаче города, вместе с другими, заключены были в крепость на 220 дней. Партия, восстановляющая Микадо, всюду несет с собою пропаганду древней религии (синто), на которую опирается авторитет Микадо, и потому Савабе, как заведомому христианину, также грозила опасность попасть в тюрьму; но он не скрылся и не умерил своей ревности, а напротив, нашел возможность сноситься с заключенными в крепости и доставлять им христианские книги; у себя же по-прежнему продолжал иметь катехизаторские собрания."
В бывшем сёгунском войске были и те, кто в итоге тоже принял православие. Один из них - сэндайский самурай Кангэта Тайдзо (в крещении Матфей). Для его вызволения из крепостной тюрьмы о.Николай даже обращался в столицу, к прогрессивным представителям новой власти - Ивакуре Томоми и Кидо Коину, который Кацура Когоро.
В феврале 1872 года святитель Николай переехал в Токио, и вскоре после его отъезда в Хакодате начались гонения на христиан "с ведома и по наущению генерал-губернатора о. Эдзо Куроды, весьма враждебно настроенного по отношению к России в связи с возникшими уже тогда территориальными проблемами". Вот тогда и арестовали Савабе и его друга Сакая, но вскоре отпустили, потому что "держать их в тюрьме было почти равносильно помещению туда христианского священника". А в 1873 году вышел декрет, отменяющий отдельные антихристианские запреты.
Интересно, что потом Курода поменял свое отношение к России. В дневнике Николая Японского от 1/13 января 1889 говорится: "В 1859–й год я вступал в Академию, в 1869–й — в Хакодате, — и скверно было!... Между поздравлениями с Новым годом был некто, проживший семь лет в Кронштадте. Говорил, что на днях был симбокквай бывших в России, собралось человек двенадцать. Говорил, что сторонники России здесь: граф Сайго, Инамото и Курода. В добрый час им!"
На этом, пожалуй, и закончу. Извиняюсь за многобуков
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Только наспоследок еще помещу большую фоточку с красивыми японскими мужчинами: www.k-istine.ru/sants/our_sants_nikolay_yaponsk...
Это участники Всеяпонского Православного Собора 1882 г. Внизу в центре, с такой овальной бляхой, св. Николай Японский, через одного человека справа от него - Павел Савабе.
@темы: исторические материалы, республика Эзо, Эномото Такеаки, фотки
Переписывать лень, поэтому привожу в оригинале: static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/8215121...
Дальше там у него идет перечень всех громких убийств, включая Хеускена, Ричардсона и т.п., но русские больше не упоминаются.
Здесь тоже упомянуты те двое убитых русских, и заодно перечислены воинские захоронения на русском кладбище в Хакодате. Их довольно много, НО: до 1865 года в Хакодате действовал русский госпиталь на 80 мест, куда привозили безнадежных больных и из Йокогамы, и из Накасаки. Причем основной болезнью был сифилис. После закрытия госпиталя, когда всех пациентов перевели в Нагасаки, количество смертей русских в Хакодате значительно сократилось.
Дело в том, что после отречения сёгуна резко увеличились случаи нападения на иностранцев и усилились гонения христиан (причем законодательно). Поэтому иностранцы, и русские в том числе, после передачи власти в руки императора оказались в очень шатком положении. Эномото же, несколько лет проживший в Голландии и прогрессивно настроенный, с иностранцами явно хотел дружить ) Более того, ждал поддержки от Франции, Голландии и может быть даже России.
Тот же Венюков про нападения на иностранцев в 1868 году: раз, два.
"Стоцбаши" у него это Хитоцубаши, записанный на слух в дополивановскую и дохэпбернскую эпоху )) Он же Токугава Ёсинобу.
Ну и заодно впечатления псаломщика русской церкви в Хакодате В.Сартова от прибытия войск Эномото на Эдзо: static.diary.ru/userdir/1/7/8/5/1785472/8215133...
"Цвет Новой Японии"! Св.Николай о них же писал "5 тысяч отважнейших воинов Японии". Няшечки и мимимишечки
Хакодате 1865 г. Май 16
Многоуважаемый Осип Антонович!
После Вашего отъезда, у нас были следующие казусы.
Вечером того же дня, когда Вы ушли, несколько матросов с китобоя, забравшись в яп. лавку, в глазах хозяина унесли ящик с деньгами; хозяин за ними, да закричал. Собралось множество японцев и до 30 других китобоев,- драка была на славу, даже с пальбой; раненых с той и другой стороны было несколько человек, да убито наповал один китобой: пожарным крючком ему дано в голову 7 раз, из которых после первой он верно, уже был мёртв. Тут-то пошла потеха! Ганс горячился, как никогда; <нрзб> представлял это дело политическим (должно быть, уже рассчитывал, что ему предстоит нагреть руки, когда будут брать с яп. правительства контрибуцию ); бедного Хираямку чуть не за волосы таскали же к телу – смотрели, каковы раны. В первый день решили, чтоб не брать тело из конторы, пока не найдут убийцу; при этом Ганс требовал, чтоб убийцу тотчас казнили, на месте смерти матроса; и чтобы побудить японцев ещё более к отыскам убийцы, Ганс просил с Богатыря десанта, чтобы арестовать всю часть города – почти от конторы до крепости, пресечь торговлю в этой части, не допуская входа и выхода… каково?! Когда Вы уезжали из Хакодате, здешние иностранцы в недоумении вопрошали друг друга: Что же Ганс будет делать без Mr-a Goshkavitch-a? Как видите, Ганс не замедлил фактически ответить им, что «он будет делать глупости!». )))
В Японии готовится голод; рис – 9 бу мешок; <нрзб> – причина неурожая риса. Вчера в Хакодате отданы приказы, чтоб с этого времени ели не кашу, а похлёбку рисовую.
Тайкун с 120 т. армией пошёл на Цёосиу, но остановился в Оосака и неизвестно, что будет. В Ооми его чуть не убили заговорщики.
2 Мая 1866 Хакодате
Политич. дела в Японии: Хтоцубаси с конца прошлого года – опекуном Тайкуна, и оба они еще в Оосака с войском; Цёосиу помирился: у него отбирают 10 ман коку за стрелянье по иностранным судам и за приготовление к войне с Тайкуном; Са(си?), Цёосиу и старший сын его – инке, а князем – младший сын его; нападение на Микадо они свалили на 2 первых кераев, поэтому их домы цубусарета. О мире Тайк. и Цёос. особенно старались князья на Киу-Сиу, наверно, потому что Сацума замыслил овладеть всем Киу-Сиу и ждал только, когда князья за(вершат?) войну; теперь эти замыслы обнаружены и поэтому-то Тайкун еще не возвращается с войском в Едо.
Вы, верно, знаете, что в Кусунае была драка между Японцами и нашими? По письму (?) губернатора, наших 6 ранено, японцев 2, <нрзб> японцев 8<нрзб>. Причины неизвестны: по японск. известиям, наши били их без причины.
30 Сент. 1866 Хакодате
Из политических новостей в Японии самая важная та, что Тайкун и Цёосиу уже таскают друг друга за волосы, чья возьмет – неизвестно. Тайкун, впрочем, помер, говорят, и голландского доктора, будто бы, возили к нему из Нагасаки, не помогло. Дорговизна – страшная, теперь рис в Хакодате 16 бу мешок.
инке - это инкё имеется в виду? В монастырь отправили?
Ну пардон, я про инкё только по нынешнему базовому фандому соображаю)
Примерно в таком и читал, судя по дневникам и сохранившимся высказываниях)) вообще человек был с юмором, да